- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Больше, чем просто инструмент
Ещё совсем недавно, в конце 20-го столетия слово орган вызывало у большинства жителей нашей необъятной страны смутные ассоциации с каким-то огромным инструментом, на котором по слухам играют не только руками, но и ногами; громкой музыкой доносящейся из многочисленных труб, ну или в лучшем случае — с Домским собором Риги.
Немногие имели возможность ходить на концерты, так как далеко не в каждом городе был орган. В отличие от Запада, где в любой деревне, в католической или лютеранской кирхе стояли, как правило, один, два или даже три органа.
А ведь на Руси об органе узнали очень давно — ещё с IX века, когда княжие послы посещали с визитами Византию, где устраивались торжественные приёмы больших гостей, которые непременно сопровождались игрой на органе. В летописях, дошедших до нас, упоминается факт, когда княгиня Ольга со своей свитой посетила византийского императора Константина Копронима Багрянородного, который устроил ей торжественный прием с игрой на органах, расписанных золотом и серебром.
Первый «органный игрец», или как бы мы сейчас сказали — органист, появился на Руси около 1490 года. Его привез из Италии брат великой княгини Софьи, жены Ивана III. Из этого следует, что при дворе тогдашнего Московского князя Ивана III вероятно имелся орган.
Первое конкретное упоминание напрямую связанное с появлением органов на Руси, мы находим во времена правления Бориса Годунова, которому сэр Джером Горсей от своего короля в подарок среди прочих других вещей, привез английский орган, богато отделанный золотом и финифтью. Нетрудно предположить, как этот дотоле невиданный инструмент изумил не только простых людей, но даже саму царицу Ирину Фёдоровну, которая «особенно была поражена наружностью органов и клавикордов… и восхищалась гармониею звуков этих мусикийских орудий, никогда и не виданных и не слыханных».
Шло время, орган то появлялся, и пытался заполучить свою нишу на Руси, то исчезал, повинуясь приказам православной церкви, как это было в первые годы правления юного царя Алексея Михайловича. Игра на органе стала приравниваться к «бесовским развлечениям», уникальные музыкальные инструменты свозили на телегах за город, где их и сжигали…
И снова орган входит в моду, он появляется позднее в домах многих бояр. Так например, у одного из образованнейших русских людей того времени князя Василия Голицына, наряду с другими инструментами, стояли четыре органа: один находился в столовой палате Голицына, два органа и клавикорды находились в палатах княгини Авдотьи, в столовой палате князя Алексея Голицына стоял четвертый орган. Но и эта мода на органы не продержалась долго- снова вступление юного царя на трон (теперь уже Фёдора Алексеевича) ознаменовалось новым указом, в котором требовалось очистить все палаты от органов. И снова инструмент оказался в изгнании.
А между тем, были и у нас свои органостроители, и что сейчас может показаться даже удивительным, два органа в середине XVII века были отправлены в подарок- один персидскому шаху, а другой в Бухару.
Новый виток интереса к органу возникает уже в XIX веке, когда в моду вошло домашнее музицирование. Одним из главных действующих лиц был знаменитый писатель и музыкант- Владимир Одоевский. Со своей знаменитой в то время новеллой о Иоганне Себастьяне Бахе он являлся одним из первых пропагандистов творчества Баха в России.
В это время открываются первые консерватории в России, появляются первые органные кафедры, приглашаются зарубежные преподаватели, начинают появляться свои органисты, но… Как мы можем проследить на протяжение всей истории органа на Руси, надолго закрепиться в музыкальной российской культуре инструменту мешали царские и церковные указы. Он, то приходит, то уходит из России, но всегда при этом возвращается, пусть и не сразу.
XX век. Революция, смена власти, гражданская война. И хотя на этот раз не было напрямую указов конкретно против органов, множество инструментов погибли вместе с кирхами, костелами, были сломаны или пошли на металлолом. Но в учебных заведениях, к счастью, традиция игры на органе не была утеряна и продолжалась, даже в самое тяжёлое для страны время. Во второй половине прошлого века с началом работы Постоянной комиссии по органостроению во главе с Л.И.Ройзманом, по всей стране в концертных залах начинают появляться новые духовые органы.
В 90-х годах XX века в России появляются первые электронные органы. Они отлично подходят для обучения детей и для постоянных занятий студентов и профессиональных органистов, особенно в тех местах, где нет возможности поставить большой духовой инструмент в силу отсутствия места либо из-за дороговизны настоящего духового инструмента.
В настоящее время органная культура в России продолжает подниматься и начинает приближаться к европейским стандартам. Многие школы в Москве уже имеют у себя органный класс, где преподают в основном выпускники Московской Государственной Консерватории им. П.И.Чайковского и Российской Академии Музыки им. Гнесиных по классу органа. В России появляются новые инструменты как духовые, так и электронные в концертных залах, школах, кирхах. В последнее время стала намечаться тенденция покупки органов для загородных домов, то есть, по сути, это возвращение в традиции XIX века с модой на домашнее музицирование и проведение небольших органных вечеров.
Многие зарубежные органисты замечают, что в последнее время в Европе и Северной Америке трудно собрать полный зал слушателей. А в России они сталкиваются с тем, что на больших концертах, как правило, не бывает свободных мест. Всё больше места в афишах занимают объявления об органных концертах, причём не только с классической музыкой, но и современной. Органные дуэты, орган с оркестром, орган с солистами, смешение стилей, когда органная музыка чередуется с видеорядом, танцами, чтецами, художниками и скульпторами уже не кажется чем-то из ряда вон выходящим. И это далеко не полный спектр всего органного многообразия. Многие российские органисты уже добились в мире самого высокого признания, наши профессора сидят в жюри на многих престижных органных конкурсах, некоторые из которых проводятся в России.
Судьба органа в России подобна участи птицы Феникс. Каждый раз, сгорая, он возрождается заново, раскрывая перед нами богатейшую палитру всех красок.
Недаром орган носит звание Короля в мире музыкальных инструментов.
По материалам книги Надежды Бакеевой «Орган».
Нет связанных постов
One Response to Больше, чем просто инструмент
Календарь публикаций
Февраль 2025 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012
В Петербурге в немецкой церкви св.Петра и Павла на Невском проспекте был великолепный большой орган гениального мастера Эберхарда Фридриха Валькера- родной брат великолепнейших и всемирно известных инструментов той же фирмы в Таллиннской церкви Олевисте и Домскоv Соборе в Риге, после закрытия этой церкви его разобрали и перенесли в зал имени Чайковского в Москве, но там он не смог полноценно звучать из-за отсутствия акустики, тогда его опять демонтировали и отправили в Донецкую филармонию где он и был установлен после варварской переделки осуществленной посредственной чехословацкой фирмой Ригер-Клосс.