07.08.2012

Под сводами соборного купола раздается музыка, для которой трудно найти верное определение. Она торжественная. Она завораживает…

Органные концерты привлекают все больше слушателей, причем сюда приходят даже те, кто никогда не интересовался классической музыкой. Причины, возможно, в особенной атмосфере и — тавтология вполне оправдана — особенном, неповторимом звучании. Орган — самый сложный музыкальный инструмент, на укрощение которого может понадобиться вся жизнь. Людмила Иосифовна Голуб — одна из самых известных органисток России. Орган в Московском доме музыки строили под ее чутким руководством.

— Многие музыканты рассказывают, что инструменты обладают собственным характером. Замечали такое?

— Все органы действительно совершенно разные. Не только по характеру и времени, но и по стилю, эстетике. Есть, к примеру, французский романтический орган второй половины XIX — начала XX века. В России такой орган находится в Большом зале консерватории, но сейчас, после ремонта, он, увы, не функционирует. Это, кстати, очень редкий орган.

Есть французский барочный орган, есть немецкий романтический орган и немецкий барочный орган. Наш орган в Доме музыки универсальный, но лучше на нем все-таки исполнять немецкую музыку — романтическую, позднеромантическую.

— А как вы относитесь к тому, что сейчас на органах исполняют современную музыку?

— В принципе, положительно. Но надо понимать, что существует современная классическая музыка и, к примеру, музыка из кинофильмов. На органе можно играть все, что угодно, однако может получиться концерт уже не классический, а легкий.

Современная классическая музыка иногда нуждается в органе — Шостакович написал очень красивую вещь для этого музыкального инструмента, она звучит в опере «Катерина Измайлова». И я совершенно точно знаю, что сейчас в Большом театре устанавливают орган. В операх иногда встречаются по сюжету, предположим, сцены в соборе. В таких случаях в Большом театре сейчас играет электроорган, спрятанный за сценой, а в следующем сезоне, скорее всего, заиграет настоящий.

— Не было мысли установить в Большом старый орган?

— Не обладаю такой информацией, но, действительно, старый орган можно реконструировать. Это, конечно, не так просто, как перевезти фортепиано: надо разобрать все трубы и затем правильно смонтировать их заново. Звучание, безусловно, очень связано с акустикой помещения и сборкой. Всегда могут произойти какие-то невосполнимые потери…

Но у этой ситуации есть и другая сторона. Сейчас, в постсоветское время, церкви отдают верующим, а во многих наших православных храмах были временно расположены музыкальные центры. В частности, в Челябинске есть замечательная православная церковь, в которой поставили орган. Так вот, сейчас органу, по сути, объявили войну. Выселяют!..

— В другом помещении «выселенный» орган заиграет иначе?

— Да, возможно. Ведь орган рассчитывается под определенную акустику. К примеру, орган в Доме музыки идеально вписан, звучит достаточно мягко. Он может звучать громко, мощно, но может звучать и мягко. Это встречается совсем не часто. Иногда очень нежных звучаний добиться довольно трудно.

— Есть ли для вас какой-то особенный орган?

— Я два раз играла в соборе Парижской Богоматери в Париже. Ужасно интересно ощущать, что вот — я играю в Нотр-Дам де Пари… Там орган очень большой. Такой, знаете, монстр. У нас в Доме музыки четыре клавиатуры, а там — пять. Но… было и разочарование. Народ приходит на органный концерт совсем не для того, чтобы насладиться классической музыкой. Очень много туристов, которые могут ходить во время выступления, постоянно происходит какое-то движение, в соборе стоит несмолкаемый гул…

Трудно подстраиваться под новый инструмент, на котором играешь?

— Перед концертом обязательно надо провести одну или две репетиции. Репетиции в Нотр-Дам де Пари проходили, конечно же, в ночное время. Так происходит практически в любом концертном зале: органисту остается ночь, можно сидеть за инструментом несколько часов, поискать новые звучания… Но музыкант, конечно, страдает: биоритмы сбиваются, начинается бессонница, утром встать невозможно…

Кстати, правы те, кто считает, что в фортепиано есть такие тонкости, которых нельзя достичь на органе. В том числе «фортепианное туше» — можно взять клавишу тихо, а можно громко. На органе это совершенно дифференцируется. Как бы сильно ты ни ударил, звук будет одинаковый. Звучание зависит от того, какие ты выбрал регистры, сила нажатий совершенно не важна. Получается, есть некоторая выхолощенность, достичь очень нежного звучания фортепиано нельзя. Это будет нежность, но уже немного другая.

— Что вас больше всего привлекает в этом инструменте?

— Очень интересно, что на органе можно комбинировать регистры. Подборка похожа на то, как художник в палитре смешивает краски. Если один соединить с другим, а от третьего отказаться, то видишь оттенки. На первый план выходит характер звука. Причем, когда ты все это соединяешь, надо учитывать, что еще и стиль имеет значение. В барочной музыке одни принципы регистровки, в современной — другие, в романтической — третьи…

— Регистры — это наборы труб и клавиатуры органа, но есть ведь еще и педали! Как вам удается не упустить их из вида?

— Педали — это еще одна из клавиатур. К примеру, орган в Нотр-Дам де Пари включает пять основных плюс педальную клавиатуру. Запомнить все это не так сложно. Действительно сложно сделать хорошую, стильную регистровку, учитывая стиль композитора, стиль произведения. Представьте, что Баха нужно регистровать не так, как Брамса…

Потом, когда сидишь за органом, часто слышишь все неправильно — не так, как в зале или в соборе. Трубы расположены около тебя, а в зал звук доходит совершенно иначе. Надо делать поправку. Если регистры одного из мануалов расположены в глубине органа, мне кажется, что они звучат тихо, а в зале они звучат громко. Когда ты репетируешь, должен учитывать это. Если приезжаешь в какой-то новый город, то заранее перед концертом обговариваешь все нюансы с органным мастером . А вот пианист, как вы знаете, может почувствовать инструмент за несколько минут.

— Где бы вы посоветовали впервые послушать орган ?

— В Доме музыки, по-моему, самый большой по количеству регистров орган в России. У него интересное звучание. Грандиозный орган можно услышать в Калининграде, в кафедральном соборе. В Москве есть собор в Старосадском переулке, на Китай-городе. Собор лютеранский, в нем стоит орган конца XIX века. Он был бережно восстановлен. Замечательный пастор Дмитрий Лотов — большой знаток органа, он потратил лет двадцать своей жизни на то, чтобы восстановить этот музыкальный инструмент. В соборе два-три раза в неделю проводятся органные концерты. Там особенная атмосфера….

Орган (англ. Organ, фр. Orgue, нем. Orgel, от древнегреческого — орудие, инструмент) — клавишный музыкальный инструмент.

Некоторые исследователи считают, что родоначальником органа является древняя вавилонская волынка (XIX век до н. э.). Зародыш органа можно разглядеть также во флейте Пана. Характерными свойствами органа обладает и китайский губной орган — шен.

Также распространено мнение, что прообразом современного органа явился гидравлический орган Гидравлос, который приводился в движение двумя поршневыми насосами (один закачивал воздух внутрь, а другой подавал его к трубам) и использовал резервуар с водой для выравнивания давления. Создание этого музыкального инструмента приписывается «отцу пневматики» — древнегреческому изобретателю и математику Ктезибию Александрийскому (285—222 годы до н. э.).

Устройство, принципы звукообразования и другие характеристики того или иного органа напрямую зависят от его типа и вида.

В акустических органах (духовых, паровых, губных, ветряных, гидравлических, механических) звук образуется благодаря вибрации воздуха в специальных органных трубах — металлических, деревянных, бамбуковых, тростниковых и т.д., которые могут быть с язычками либо без язычков. При этом воздух может нагнетаться в трубы органа различными способами — в частности, с помощью специальных мехов.

На протяжении нескольких столетий для исполнения почти всей церковной музыки, как и музыкальных произведений, написанных в других жанрах, использовались исключительно духовые органы.

Электрический орган изначально был создан для электронной имитации звучания духовых органов.

Катерина ГОСТЮНИНА

http://moskva.bezformata.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.