14 с половиной лет назад, когда самолет Москва-Калининград приземлился на плоской земле Восточно-Европейской равнины, я еще не знала, что для меня это будет означать.

Сегодня я могу сказать определенно: это приземление повлияло на всю мою жизнь. Тогда, в 1999 году, осуществился проект, о котором я мечтала: Международный конкурс органистов. Он стал определять мою жизнь: когда и куда я лечу и что делаю. И о чем продолжаю мечтать.

Судьба Кенигсберга – ныне российского анклава на Балтике Калининграда – всегда была насыщена музыкальными событиями.
1-2

Кто только ни бывал здесь! В Кенигсберге выступал сын В.А. Моцарта Франц Ксавер, партию сопрано в Девятой симфонии Бетховена пела Каролина Унгер, проездом были М.И. Глинка и А.С. Даргомыжский. В 1842 году в Кенигсберг из Мариенбурга приехал с гастролями композитор и пианист Ференц Лист. В 1878 году в Кенигсберге дал три концерта русский пианист Антон Рубинштейн.

Около 150 лет назад один тогда еще мало кому известный человек бежал из Кенигсберга от своих кредиторов морем, намереваясь оказаться в Гамбурге. Но море распорядилось по-своему. Начался шторм, корабль прибило к другому берегу. Во время путешествия этот человек услышал легенду о «Летучем голландце». Именно тогда возникла идея и даже первый образ музыки оперы «Летучий голландец». Этим человеком был Рихард Вагнер.

Сегодня, несмотря на десятилетия советской эпохи, старавшейся стереть все следы немецкой культуры, вплоть до разрушения замка 13 века, Калининград-Кенигсберг остается родиной И. Канта и Э.-Т. Гофмана. В городе есть улицы, школы, университет названные в честь знаменитых немцев. Школа имени Гофмана, Университет имени Канта, улицы Брамса, Генделя, Вагнера.

История имеет иногда обратный ход. Сегодня корни европейской культуры дают ростки в Калининграде. Одним из примеров стал наш Международный конкурс органистов, первый в России.

И я горжусь тем, что конкурс способствовал развитию отношений двух ганзейский городов. С 2005 года первый тур конкурса перенесен из Калининграда в другой ганзейский город – Гамбург. Подписание меморандума между Гамбургом и Калининградом, которое проходит уже по традиции во время нашего конкурса – яркий этому пример.

Микаэл Таривердиев не был органистом, но он был философом. Поэтому он стал писать музыку для органа. Уникальность его творческого наследия, его особая популярность в России, а также оригинальность созданных им произведений для органа стали причиной того, что конкурс носит его имя. Его творческие и человеческие принципы легли в основу идеологии конкурса.

В 1986 году Микаэл Таривердиев оказался в Чернобыле. Он выступал перед людьми, которые работали на станции, ликвидируя аварию. После этой поездки он написал симфонию для органа «Чернобыль. Зона. Quo vadis?». В этом произведении отразились не только конкретные впечатления от увиденного и пережитого, картина мира, состояние которого вылилось в техногенные катастрофы, но и послание человечеству, переступившему опасную черту. «Quo vadis?» – «Куда идешь?» – это ли не главный вопрос, который стоит сейчас так остро перед человеком и человечеством?

Этот вопрос мы вынесли в заглавие концерта, который состоится 17 мая в соборе Св. Михеля, объединив в программе музыку Микаэла Таривердиева с духовными произведениями И.С. Баха, Ф. Мендельсона-Бартольди, Митрополита Иллариона (Алфеева) и звучание немецкого и русского слова, которое будет произнесено хором Монтеверди и православным хором прихода Св. Иоанна Кронштадского.

В концерте примут участие три лауреата предыдущего конкурса, представители трех стран – России, Германии и Франции – Дина Ихина, Кристиан Дренгк, Батист-Флориан Марле-Уврар.

Приходите! Ждем вас

17 мая в 18 часов St. Michaelis, вход свободный.

Текст: Вера Таривердиева

Фото: Юрий Бутерус

http://beiunsinhamburg.de

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.