F. Ladegast (1868)
R. Gucas (1998)

ladegast

Фридрих Ладегаст (1818–1905).

 

Краткая история органа

Судьба старого органа Малого зала Консерватории работы выдающегося немецкого мастера Ф. Ладегаста (или так называемого «Хлудовского» органа — по имени его первого владельца — московского купца Василия Алексеевича Хлудова (1843–1915), подарившего свой домашний орган Московской консерватории) достаточно печальна. После демонтажа из Малого зала он был перенесен в музыкальную школу им. С. C. Прокофьева, где еще некоторое время использовался открытым там по этому случаю органным классом. Спустя несколько лет он стал лишь предметом меблировки, а бойкие учащиеся использовали его детали в своих «коридорных» играх на переменах.

В 1987 г. остатки органа по цене мебели были приобретены хоровой капеллой Валерия Полянского, который хотел восстановить орган. Еще через некоторое время, пройдя очередные мытарства (намерения восстановить орган ни к чему не привели), орган — точнее, то, что от него оставалось — попал в запасник Государственного музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки, где довольно долго хранился в законсервированном виде, ожидая решения своей дальнейшей судьбы. Наконец, в 1998 году он был реставрирован (восстановлен) мастерами вильнюсской органной мастерской под руководством Р. Гучаса при консультативном участии доцента МГУ П. Н. Кравчуна и наконец, обрел покой в музее им. М. И. Глинки, в холле перед входом в Концертный зал. На нем теперь регулярно устраиваются концерты, привлекающие публику слоганом на афишах «Звучит старейший орган России».

В связи с тем, что Р. Гучасу и сотрудникам его мастерской пришлось восстанавливать сильно разрушенный орган и строить заново весьма значительную часть его труб и механизмов, особо бойкие языки в 1998 г. окрестили «старейший орган России» органом мастера Ладегучаса
gview1-sm

Общий вид органа

Рукоятки регистров первого мануала и педали расположены с левой стороны; рукоятки регистров второго мануала вместе с рукоятками Copulae и Tremulant I Man. — с правой. Правая сторона снабжена также «фальшивой» рукояткой — она находится в самом правом ряду внизу. Эта рукоятка не имеет надписи и не выдвигается: она служит лишь декоративным целям, чтобы количество рукояток правой и левой сторон (по 10 шт.) было равным. Порядок рукояток (см. диспозицию) на левой стороне: первый слева ряд сверху вниз: I Man.: Pr 8′, Rfl8′, Brd16′, Oct2′, Ped.: Cel8′; второй ряд слева сверху вниз: I Man.: Pr4′, Fl.amb8′, Fl.min4′, Mxt, Ped.: Sb16′. Правая сторона, первый слева ряд: II Man.: Gmb8′, Fl.maj8′, Fl.amb4′, Man.Cop., Ped.Cop.; второй слева ряд: II Man.: Claviol8′, Fl.trav8′, Sal4′, Trem(I) и «фальшивая» рукоятка.  spschrank-sm

Диспозиция

I. Manual (C–f3)                                II. Manual (C–f3)
Bordun [ab c0] 16′                          Gambe [gedeckt C-H] 8′
Principal [gedeckt C-H] 8′           Fl[auto]. major [gedeckt] 8′
Rohrflöte 8′                                        Fl[ûte]. travers[ière].
Fl[auto]. amabil[e].                        [Holz; C-H: trsm. Fl. maj.] 8′
[Holz; C-H: trsm. Rohrflöte] 8′   Fl[auto]. amabile 4′

Principal 4′                                         Salicional [konisch] 4′

Fl[auto]. minor [gedeckt] 4′        Clavioline [physharm. Zunge] 8′
Octave 2′
Mixtur 3 fach [6 rpt.]
Pedal (C–f3)                               Koppeln:
Subbass 16′                                   Man. Coppel. [II/I]
Cello [Holz] 8′                             Ped. Coppel. [I/P]
Spielhilfen:
Tremulant [I Man.]
Windschweller zu Clavioline (der 2-pos. Pedalschalter)
Im Prospekt: [ —— ]

Schleifladen — mechanische Tastentraktur —
mechanisches Regierwerk

 

http://almirena.narod.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.