Оливье Латри две любимые концертные площадки — родной Нотр-Дам де Пари и Кафедральный собор Калининграда. На днях в нашем городе с большим успехом прошли его концерты. Звучали Бах, Рахманинов, Стравинский.

Латри — самый молодой из титулованных органистов мира. В 23 года он стал главным органистом собора Нотр-Дам. В шесть лет сам разучил бетховенскую сонату. В семь поступил в музыкальную школу и исполнил это произведение. Преподавательница лишилась дара речи…

Латри нередко исполняет произведения композиторов, так или иначе связанных с Нотр-Дам де Пари. Один из них, Луи Вьерн, так и умер в соборе, прямо за органом во время импровизации.

На фоне того бума, который сегодня переживает органное исполнительство во всем мире, собирать аншлаги и срывать получасовые овации, как делает это Латри, непросто. В Калининград маэстро приезжает уже в третий раз, по его словам, после собора Нотр-Дам ему больше всего нравится музицировать в нашем Кафедральном.

Ну как, скажите на милость, не спросить у главного органиста собора Нотр-Дам о легендарном сочинении Гюго? Повлияла ли на его творчество книга «Собор Парижской Богоматери»…

 

Легенды собора

На лице мсье Латри появляется скептическая усмешка.

— Первым звонарём собора, согласно преданию, был человек по имени Квазимодо. Но книга никогда не производила на меня особого впечатления, — желчно отвечает он, — гораздо интереснее легенды собора. Будоражит воображение зловещая история о дьяволе-кузнеце. Створки ворот Нотр-Дама украшены замечательным узором из кованого железа с удивительными железными замками. Выковать их было поручено кузнецу Бискорне, который попытался призвать в помощь дьявола. На следующий день, когда пришли поглядеть на работу, застали кузнеца без чувств, зато увидел настоящий шедевр: фигурные замки, накладные кованые узоры… Но в тот день, когда отделка ворот была закончена, оказалось, что ворота невозможно открыть. Пришлось окроплять их святой водой. Бискорне погрустнел, перестал разговаривать и вскоре умер. Однако, говорят, его дух до сих пор бродит в стенах собора….

Но, разумеется, предмет истинного поклонения Оливье — соборный орган. Он самый большой во Франции, имеет 7800 труб и 109 регистров.

С неменьшим восторгом мсье Латри отзывается о нашем органе. Из всех вновь отстроенных инструментов он считает его лучшим в мире.

— Здесь счастливое сочетание великолепного органа и не менее великолепной акустики. Важно, что концертный зал конструировался как органный. Помимо чисто технических характеристик присутствует нечто иррациональное, — говорит он. — Отчего мы пламенно влюбляемся именно в эту женщину, а не в другую? Это магия чистой воды… Может, здесь витает дух Иммануила Канта. Разговоры о том, что раскрашенные фигурки ангелов — кич, маэстро считает несостоятельными.

— Видно, что это не старинное здание, а отреставрированное, — говорит он. — На вульгарный новодел совсем не похоже…

Музыкант лестно отзывается и о калининградской публике.

— По степени эмоциональности я сравнил бы её с итальянской, — улыбается он, — но южане имеют манеру во весь голос болтать во время концерта, а калининградцы слушают, затаив дыхание. И ещё меня поразило огромное количество молодёжи в зале. Например, в Америке и Германии на концертах сидят одни старики….

Вообще, признаётся Латри, главное в его искусстве — пропагандистская миссия.

— Писатель Поль Клодель, придя на концерт в собор и услышав в исполнении Латри мессу Баха «Магнификат», сказал: «Теперь я верю в Бога». Человек в один день полностью поменял своё мировоззрение, — говорит Латри, — для меня узнать это было настоящим потрясением.

Между прочим, ещё более экстраординарная ситуация имела место и в нашем Кафедральном соборе. По словам его главного органиста Артёма Хачатурова, в 2008 году после его концерта (Артём исполнял канон Шумана) в соборе заговорила одна из зрительниц — немая пятилетняя девочка, которую родители до этого безуспешно пытались лечить в клиниках.

С Эсмеральдой в четыре руки

Артём Хачатуров, в отличие от французского мэтра, сочетает концертирование с обязанностями органного мастера.

— А что делать, — комментирует Артём, — органные мастера в России на вес золота — у нас отсутствует подобная школа. Я учился у немецких мастеров в процессе реставрации собора.

Должность главного органиста считается престижной.

— Стать главным органистом собора могут многие музыканты с консерваторским образованием, — говорит Артём, — но продержаться много лет очень сложно — необходимо в совершенстве владеть мастерством, быть в своей профессии вторым после Бога. А Латри именно таков!

В Калининград мэтр прибыл с подругой — красавицей Ши-Юнг Ли. Вместе они три года. Год назад начали совместно музицировать в четыре руки. Ши-Юнг Ли — лауреат международных конкурсов. Кстати, в отличие от своего друга, она обожает роман «Собор Парижской Богоматери» и без конца перечитывает его на корейском и французском языках. Как истинная фанатка данного произведения, девушка бессчётное количество раз пересматривала знаменитый мюзикл и не менее знаменитый фильм с Джиной Лоллобриджидой в главной роли. За что снискала среди своих друзей прозвище Эсмеральда…

Марина Обревко

АиФ

 

www.principal.su

 

Comments are closed.