Стороны конфликта: Челябинская и Златоустовская епархия, патриарх Кирилл, митрополит Феофан, поклонники органной музыки, региональные власти.

Описание конфликта. О том, что в храме Александра Невского на Алом поле начались работы по переносу органа, стало известно на прошлой неделе. В среду, 27 ноября, региональный минкульт распространил сообщение о том, что в зале, где до недавнего времени звучала органная музыка, рабочие приступили к демонтажу инструмента. Храм Александра Невского, где с 1986 года располагался зал камерной и органной музыки, решено вернуть первоначальному владельцу – РПЦ после визита в Челябинск патриарха Кирилла в апреле 2010 года. Решение о переносе органа принял губернатор Михаил Юревич. Уникальный инструмент перенесут в бывший кинотеатр «Родина», специально отреставрированный для этой цели. Перенос органа контролирует органостроительная фирма «Герман Ойле», ее директор Иржи Коцоурек во время визита в южноуральскую столицу текущей осенью проверил новый зал и остался им доволен.

Несмотря на то что изначально переносить инструмент планировалось в теплое время года, так как отрицательные температуры могут негативно сказаться на его свойствах, теперь решено ускорить процедуру. Работы по демонтажу инструмента будут завершены до 25 декабря. Кстати, перенос органа контролирует также и представитель церкви – митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан. После того, как инструмент «пропишется» на новом месте, в храме Александра Невского появится иконостас и будет проведена роспись стен.

Передача органного зала церкви вызвала волну негодования у челябинской интеллигенции и любителей камерной музыки. Против переноса инструмента также высказывался челябинский органист Владимир Хомяков, недовольные горожане весной 2010 года выходили на митинг. Несмотря на негативные настроения, в 2011 году храм был передан церкви. С 27 ноября все концерты в органном зале отменены.

http://uralpolit.ru

Справка:

      В 1987 году в центре промышленного Челябинска открылся Концертный зал камерной и органной музыки. История здания  до того момента была похожа на многие другие. Построено оно было в 1911 году по проекту петербургского архитектора  Померанцева на собранные средства населения (в основном купцов), их не хватало, и недостающую сумму внес царь. Здание Александро-Невской церкви находилось в собственности города и в пользовании  общины. В 20- гг церковь также находилась в казенной, государственной собственности и была предоставлена общине в пользование, с условием, что в ней должно быть зарегистрировано не менее 20 человек. В 1930 г.  в общине фактически осталось 8 человек,  церковь закрыли, так община не могла содержать здание, к тому же в ней не было минимального числа членов. (Документы той эпохи сохранились, они есть в Сети).  По очереди в здании  располагались разные учреждения: шахматная школа, планетарий. В 70-е здание обветшало,  встал вопрос о его дальнейшей судьбе. Верующих и местную епархию тогда это не волновало совершенно! В те же годы  было принято решение создать в областном центре Органный зал. Есть сведения, что тогда существовал негласный запрет строить новые здания для объектов культуры, поэтому немецким органостроителям было предложено выбрать помещение из того, что есть. Они остановились на здании бывшей церкви в сквере на Алом Поле. Интересная архитектура, высокие своды, толстые кирпичные стены – все это давало возможность создать зал с великолепной органной храмовой акустикой. Создание зала и органа шло одновременно: редкий случай, чаще инструмент делается под готовое здание. Орган был заказан одной из лучших и дорогих фирм Европы, «Германн Ойле» (Германия). Существует она более ста лет, наш инструмент стал 535-м (сейчас их создано около 650-и). Зал создавали лучшие акустики, архитекторы  и строители обеих столиц и Челябинска, работали они в связке с органостроителями.

       Надо сказать, и на этой стадии православных и епархию происходящее не волновало. А ведь была уже середина 80-х годов: гласность, перестройка. Церковь уже никто не преследовал, собственно, это уже не было распространено и в брежневскую эпоху. Как пример – в 1986-м по желанию церкви был снят маятник Фуко в Исаакии в Ленинграде. То есть возможность получить здание бывшего храма у церкви была – желания не было.

      Органный зал был создан!  Тончайшие расчеты, специально подобранные материалы: камень, дерево, стекло; многое обрабатывалось вручную, на заказ делались люстры, которые тоже служат важными акустическими элементами и гасят вредные звуковые эффекты. В результате получился настоящий шедевр, единое произведение искусства: орган и зал. Орган, сделанный для Челбинска,  специалисты «Германн Ойле»  считают одним из самых удачных  за историю фирмы, он представлен в их буклетах, в своеобразном «зале славы» в офисе в г. Баутцене.  Инструмент имеет огромный диапазон возможностей, на нем можно исполнять музыку любой эпохи и практически любого стиля: классика, джаз, рок…(Слова челябинского органиста и хранителя органа Хомякова: «гармоничный, поэтичный, интеллигентный инструмент»)

       И главное,  орган и зал замечательно подошли друг к другу, о них так и говорят музыканты: идеальный орган в идеальной акустике. Звук везде объемен, ровен, богат и сочен, нет ни одного глухого угла – это большая редкость. Поэтому у нас любят выступать лучшие органисты мира. Органный зал – один из лучших в стране и единственный в регионе. В регионе, где сотни церквей. Заметим, что само здание было спасено именно решением построить в нем Органный зал.

          Уже в начале 90-х, вскоре после открытия,  безоблачной жизни зала пришел конец. Выяснилось, что местным православным вдруг понадобилось это здание, они неожиданно почувствовали себя оскорбленными, обделенными, и т.п. На здании  установили кресты вместо шпилей, а в 1991 году фанатики попытались взять его штурмом. Зал отстояли люди, взявшие его в живое кольцо. Глава области П. Сумин проигнорировал приказ вице-призидента Руцкого демонтировать орган. Из «Германн Ойле» прислали письмо, в котором объяснили, что перенос органа в другое помещение губителен для его звучания; тогда этого оказалось достаточно, чтобы зал на время оставили в покое. Но тихие интриги с целью передачи его РПЦ не прекращались. В 2002 году проблема, как казалась, была решена: во время визита патриарха Алексия II в Челябинскую область П. Сумин договорился с ним, что РПЦ больше не станет претендовать на зал, а область поможет построить взамен еще две церкви. (Надо сказать, что действующих церквей в центре достаточно, например, менее чем в 1 км есть одна, в пределах двух км – еще две.  Все отнюдь не переполнены.)  Алексий  II заявил, что «нельзя восстанавливать божий храм ценой уничтожения храма искусства». И что «музыка Баха православна, так как она правильно славит бога». Церкви были построены, хотя сейчас часть верующих оспаривает это.  (Утверждают, что одну уже начали строить до визита, на другую не тратили областной бюджет.  Хотя бюджетные деньги и нельзя было тратить, руководство области просто стимулировало привлечение средств местных предприятий, как обычно). Как бы то ни было, церквей в городе хватает, как и места, где можно построить ещё; это признают и сами верующие, значительная часть которых категорически против выселения органа.

     Итак, визит прошел, общественность успокоилась; в 2007 году снова пошли слухи, которые опровергли тогдашний министр культуры области и его заместитель, нынешний министр А. Бетехтин. Они напомнили о соглашении и об обещании, данном патриархом. Епархия все эти годы никаких требований не выдвигала.

    Гром грянул 18 апреля 2010 г. Сумин ушел в отставку, а еще не назначенный новый губернатор М. Юревич объявил о немедленной передаче зала РПЦ во имя «исторической справедливости». Произошло это во время визита нового патриарха,  Кирилла, который заключил с полпредом по УрФО  Н. Винниченко в эти же дни соглашение о сотрудничестве в духовной сфере, на которое тут же стали ссылаться, и делают это до сих пор, как и на указ Ельцина от 1993 года о возвращении собственности религиозных организаций. Хотя не было открытой информации, известно, что передать зал церковникам решено было на самом верху (то есть это не было инициативой Юревича); а то, как новый губернатор справится с «заданием», служило ему своеобразным экзаменом  в новой должности.

     ФЗ №327 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» принят еще не был.

     Сразу на полную мощь заработали административный ресурс и  пропаганда — а местные СМИ практически все провластные. Пошли статьи, передачи, материалы в ЖЖ  МГЕРовцев, в том числе небезывестного  В.Бурматова  с возмутительной ложью.  Якобы орган – католический инструмент и «оскорбляет» православную церковь, в алтаре – туалет,  музыканты не хотят уходить из зала просто потому, что «зарабатывают на свадьбах»; на концерты будто бы никто не ходит. Лгали, сообщая, что все священники были расстреляны в 30-е, старосту убили прямо на пороге церкви  и т.п. Внучка одного из священников, служивших в Алексанро-Невской  церкви, М.Лукина, противница переноса органа, устала опровергать эти измышления.

        Заявлялось, что перенести орган – обычное дело, для него подойдет любой высокое помещение и т.п. И главное – ОЗ нужно отдать срочно, людям просто негде молиться.

      В свою очередь, образовалась группа защитников ОЗ, «местом встречи»  стал сайт «ВКонтакте».  Начался сбор подписей против уничтожения зала, «реальных» и в Интернете. Одиночные пикеты  около зала. Начали готовить митинг-концерт. Было составлено письмо от имени местных деятелей культуры и искусства, активисты собрали подписи известных людей. Однако, получив нагоняй от начальства , в частности,  ректора Челябинской Академии культуры и искусства В. Рушанина, значительная часть подписантов подписи отозвала… Сборщикам подписей чинили препятствия: подходила милиция, отдел «Э», предупреждали о незаконности и пр. Не разрешили собирать их в ОЗ и рядом с ним. После этого появились хорошо экипированные молодые люди, собиравшие подписи «за возрождение храма», причем им никто не мешал; и вели они себя странно, иногда нельзя было понять,  «за орган» они собирают подписи, или против. Они собрали около 15 тыс в «реале» и всего 68 штук в онлайн; добровольцы – более 9000 в реале, около 5 тыс – онлайн (подписи были со всего мира).

    Митинг-концерт удалось организовать с большим трудом, хотя деньги собрали. Был негласный запрет местным фирмам давать организаторам напрокат нужную аппаратуру, навес и т.п. За два дня до концерта из сквера за одну ночь исчезла большая деревянная  сцена, стоявшая там много лет. Методично срывались объявления о мероприятии. Главное – людям откровенно запретили на него приходить. Участвовать в концерте – тоже. Запретили служащим и артистам областной филармонии; студентам и преподавателям вышеупомянутой ЧГАКИ.  В. Хомякову разрешили только как частному лицу. Запретили ему во время митинга и играть на органе с выводом звука на улицу, как планировалось. В результате сцену и оборудование пришлось везти из Екатеринбурга, значительная часть музыкантов приехала поддержать нас тоже оттуда. Заявленное число было – 500 человек, шел митинг 3 часа, пришло, конечно, больше, с уходящими-приходящими было от 700 до 1000. Подписей там собрали 600, при том, что большая часть пришедших поставила их под обращением сохранить зал еще до митинга.

    Разумеется, в СМИ информация была подана очень своеобразно, особенно на губернаторском канале: будто бы было  человек сто, в основном сатанисты и алкоголики, людей завлекали раздачей пива ( на самом деле организаторы раздавали воду, было жарко), любители органа матерились ( телевизионщики запикивали обычные слова, выдавая их за мат). Далее шли кадры с парой пьяниц, ошивавшихся в сквере, их пытались выдать за защитников органа.

   Методы совершенно обычны в наше время. Но разве можно «благое дело» вершить с помощью таких методов?

   Резонанс был, конечно. Собрали комиссию местной Общественной палаты (во главе с попом), порекомендовавшую построить новое здание.

   В правительство области стали поступать письма от известных зарубежных органистов с просьбой сохранить уникальный зал, прислали аналогичное письмо Ассоциация органистов и органных мастеров России, написали С.Бэлза и И.Волгин. Им всем отвечали отписками. В.Хомяков ездил в Министерство культуры РФ, к главе Департамента современного искусства и международных культурных связей А. Шалашову, с просьбой о помощи и защите – ему дали понять, что наши орган и зал их мало волнует, и вообще, такова политика государства: оно поддерживает церковь. Вообще, федеральный Минкульт – это сплошные отписки, то же касается и областного.

   Власти области в начале июня 2010 сделали вид, что идут навстречу общественности, пригласили директора фирмы «Германн Ойле» Иржи Коцоурека посмотреть другие здания и заодно проверить, в каком состоянии орган. До того, 7 мая 2010 г. директор прислал письмо, в котором вновь предостерегал от переноса органа. Письмо в СМИ было объявлено поддельным…что ж, те же методы. Распускались слухи, что орган находится в плачевном состоянии, сгнил. Коцоурек отметил, что инструмент в идеальном состоянии. Что касается трех зданий, предложенных ему, то все три были им отвергнуты сходу, как абсолютно непригодные. Немного сомнений, что другое здание для органа было выбрано «наверху» еще тогда, эти же предлагались для отвода глаз. «Родина» в СМИ «всплыла» еще до приезда эксперта. Через три дня после отъезда эксперта один из замов губернатора объявил о скором демонтаже органа.

      При том, что в тогдашних нормах на передачу собственности религиозным организациям отводится шесть лет. Это одно из первых нарушений закона, которое встречается в этом деле, их будет еще достаточно.

      Вскоре из Германии пришло заключение по итогам визита, в котором Коцоурек говорит о непригодности зданий и указывает, что при невозможности сохранить

 орган в родном здании лучшим решением было бы построить новое помещение. А также предостерегает от «промежуточного хранения», которое погубит элементы «короля инструментов». Заключение долго не показывают никому, СМИ трубят, что немцу понравились все помещения.

   Тем временем было предложено лучшее решение: сохранение органа на прежнем месте и устройство в переднем притворе часовни, посвященной  Александру Невскому. Оно не принимается во внимание.

   На скорую руку создается и регистрируется община храма Александра Невского, 8 июля проводится литургия, на которую свозят народ автобусами. Молебны начинают проводить каждую неделю по субботам. В законе № 125 «О свободе совести и религиозных организациях» (ст. 16, п. 5) сказано, что в этом случае религиозные церемонии проводятся в порядке, предусмотренном для митингов и демонстраций.

   Но по сию пору никто по закону никакие церковные мероприятия не оформлял и не собирается.

   Вопреки ожиданиям церковников верующим, которым будто бы негде молиться,  зал оказался не очень-то нужен. На молебны и тогда, и сейчас приходит 10-30 человек (это зафиксировано на фото); относительно много людей (200-400) бывает только на разрекламированных событиях типа установки колоколов и аттракциона с благодатным огнем. Настоятель был вынужден врать журналистам о 300-х прихожанах на каждом молебне, «приписывая нолик».

   Иное дело концерты. В зале 300 мест, даже на рядовых концертах практически  не бывает менее половины зала. Обычная заполняемось – 50-80 %, полные аншлаги с дополнительными стульями – не редкость.

      Однако есть еще более важный для нас законодательный акт, «Основы законодательства РФ о культуре». Ст. 53 гласит:

«При передаче здания, в котором размещена организация культуры, другим предприятиям, учреждениям и организациям (в том числе религиозным) государственные органы, осуществляющие передачу, обязаны предварительно предоставить организации культуры равноценное помещение».

Объявив о передаче зала в собственность церкви, власти о соблюдении этой нормы не позаботились, пока им о ней не напомнили. Тогда они попытались его обойти. Летом 2010 директора Челябинского концертного объединения (ЧКО) вынудили подписать «отказную» на зал, здание,  как и земельный участок,  выводилось из оперативного управления ЧКО (директор не сопротивлялся особо, он из людей типа «чего изволите»). На наши заявления прокуратура и Минкульт области отвечали, что распоряжением Минпрома области от 01.07.10 здание передано в Госказну, а не религиозной организации, то есть «возвращено собственнику», который распоряжается им по своему усмотрению. И только 04.08.10 издали распоряжение Правительства области о передаче недвижимости и земли в собственность «Местной православной религиозной организации Прихода храма святого Александра Невского». Мы писали новые обращения, указывая, что учреждение культуры при такой «промежуточной» передаче все равно из здания никуда не делось, а значит, и

 статья 53 должна работать. Тогда выяснилось, что РПЦ все же не стала ни в 2010-м, ни в начале 2011 года подписывать передаточный акт, а право собственности определяется датой подписания (хотя, по другим сведениям, — датой регистрации в Регистрационной палате). Подписан или нет этот акт сейчас – неизвестно, хотя митрополит Феофан заявлял, что подписал.

   Все это время продолжалась борьба на других фронтах. Наш координатор в Москве,  Елена Новожилова, готовила и относила наши письма и подписи во все мыслимые инстанции: Приемные президента, премьер-министра, Госдума (обращались к главам фракций и комитетов, имеющим отношение к проблеме).

Увы, мы получали в основном вежливые отписки, либо всё пересылалось на рассмотрение тем, на кого жаловались, то есть «в область».

   Обращались и в 2010-м, и в 2011 годах за помощью  к известным людям, музыкантам, журналистам. Ответа не получили ни от кого!  В. Гергиеву письмо передали прямо в руки. Журналисту В.Соловьеву на выступлении в Челябинске передали сразу несколько писем, итог: «мне не жалко орган, а Юревич – человек с сердцем».

   Обращение в патриархию – отписка. Письмо митрополиту Илариону, имеющему музыкальное образование – нет ответа.

  В прошлом году у нас , о нашей проблеме снимали сюжет для «Недели с Марианной Максимовской», он не пошел в эфир, причин не объяснили.

  Писем и просьб было много – бесполезные усилия.

 

    Вернемся к переносу органа. Власть и деньги имущие не преминули воспользоваться ситуацией, чтобы решить проблемы своего бизнеса.

    В ответ на звучащие предложения построить новое здание губернатор отвечал, что это слишком дорого, не менее 300 млн руб, тогда как реконструкция, например, старого кинотеатра обошлась бы в 200 млн. Нового здания не будет – заявлено было определенно. (Конечно, оно обошлось бы дороже трёхсот млн, но не дороже, чем 550, говорили в кулуарах специалисты, с учетом даже «своровать и откатить»). Дело было в желании семьи местных олигархов Мительманов, приятелей губернатора,  избавиться от неликвида. В начале 2000-х Илья Мительман, сын зампредседателя областного Законодательного собрания, приобрел старый полуразвалившийся кинотеатр; суммы называют от 4 до 8 млн рублей. За прошедшие годы со зданием ничего не делали, и оно пришло в полную негодность: фундамент пополз в сторону, стены дали трещины, появился грибок, дыры в потолке. «Родина» (название кинотеатра) имеет, разумеется, конфигурацию, коренным образом отличающуюся от храмовой, сводчатой.

   Хомякову предложили порекомендовать акустиков, он остановился на москвичах В. Ланэ и П. Кравчуне. И вот в середине лета 2010 мы с удивлением узнаем, что московские акустики осмотрели «Родину» и признали ее вполне подходящей для органа. Чуть позже стало известно, что они ее не осматривали на самом деле. Видимо, с ними «поработали». Но без специалиста «Ойле» нельзя обойтись. И. Коцоуреку посылают чертежи здания, которые директор фирмы оценивает однозначно: «акустика предельно плохая для органной музыки». Он лишь «не исключает», что после коренной реконструкции здание можно будет как-нибудь приспособить для инструмента. Его приглашают для личного осмотра здания на 1 декабря 2010 г. До того, в июле, по рекомендации Коцоурека «Родину» осматривает Т.Багинец, органист из Екатеринбурга. В своем заключении он отмечает, что лучше было бы построить новое здание. «Родина» ветхая, требуется укрепить фундамент, углубить пол, поднять потолок и т.п. Он указал примерные требуемые размеры. Багинец рекомендовал не покупать здание, пока не будет положительного решения комиссии из архитекторов, независимых акустиков, строителей, юристов, и представителя «Ойле». Рекомендация также не была принята во внимание.

    Власти стали проводить сделку по покупке кинотеатра стремительно.  Объявили формальный аукцион, в условиях которого откровенно подогнали все требуемые параметры под «Родину». Члены инициативной группы указали на это в жалобе в прокуратуру, известили и владельца здания. Аукцион провели даже раньше запланированного срока, чтобы группа не успела подать нужные документы организаторам.  Развалина была куплена в ноябре 2010 г, до приезда немецкого специалиста. За 50 млн рублей из дефицитного областного бюджета, с сопутствующими  расходами сумма сделки превысила 60 млн.  Когда приехал Коцоурек, его просто поставили перед фактом: орган будет здесь. Немца не выпустили к журналистам, зато сказали, что он чуть ли  не в восторге от приобретения. Коцоурек обещал присласть заключение через две недели после визита, но о нем ничего не известно.

   В ноябре того же года был принят ФЗ №327 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». Принимали его в Думе со скандалами, эксперты, в частности, из Российского института культурологи разгромили  проект закона в пыль. Но даже такой закон требует соблюдения некоторых норм при совершения процесса «реституции». И они в нашем случае не выполняются.

 Например, п. 5 и 7.

 

Никаких планов передачи нет и не было в помине. Вопросы, почему так, в ответах из инстанций игнорируются.

              Прокуратура отреагировала на обращения, она запросила проверку этой сделки в Управлении Федеральной антимонопольной службы (УФАС).  УФАС посчитало сделку незаконной и подало в арбитраж на ее расторжение. Предполагаем, что началась закулисная борьба и давление, в результате суд несколько раз откладывали, потом УФАС неожиданно отказалось от иска ( с интересной формулировкой «работы  уже начались»).

               А на объекте действительно спешно начались работы.  Было известно, что Мительманы до сделки заказывали  в Южно-Уральском  университете экспертизу кинотеатра.  Юрист из местной правозащитной организации по нашей просьбе подал  экспертам заявление с просьбой ознакомиться с ее результатами. Отказали, с мотивировкой «было соглашение о конфиденциальности», хотя собственник уже сменился, и здание было куплено на народные деньги. Всё равно – тайна!

            Конкурс на реконструкцию помещения также был проведен формально. Его выиграла неизвестная тогда фирма «Альфа-Строй» , которая получила лицензию на подобные работы только за две недели до конкурса. Другой участник, ООО ПК «Центр реставрации», который не только специализируется на объектах культурного наследия, но имеет и давнюю, широкого профиля лицензию, был отвергнут.

         Дополню: «Родина» имела статус памятника архитектуры. Как было добыто разрешение на ее перестройку – загадка.

         Я в апреле 2011 прошла на стройку и познакомилась с начальником строительства А.Крапивиным. Начальник был любезен, но очень нервничал – ему было запрещено говорить почти обо всем. Он подтвердил, что фундамент в очень плохом состоянии, задача на тот момент – укреплять его, это долго и дорого.

           Акустический проект, по его словам, еще был не готов. Кто его делал – общественности не сообщалось. Обещаны были консультации с немцами.

В июле 2011 г. И. Коцоурек снова приехал. К журналистам его снова не выпустили, власти заявили, что он «всё одобрил». Как рассказывал наш органист В.Хомяков, специалиста из «Германн Ойле» порадовало уже то, что собрались перестраивать здание  и поднимать крышу, он думал, что его просто отремонтируют.

 

          К осени 2011 года от здания остались лишь фундамент ( в который было вбито много сил и средств), четыре внешних стены и трещинами и плесенью, и фронтон с колоннами. Снесли крышу, все внутренние перегородки. По существу, именно за это: гнилые фундамент и четыре стены, а также за строительный мусор были уплачены десятки миллионов рублей из бюджета. (Фотографии жуткого состояния исходного объекта есть.)  Плюс вывоз мусора и укрепительные работы.

 

        В 2011 г году здание осматривал еще скрипач Д.Коган. Он, не акустик, не органист, «Родину» не инспектировал, но тоже заявил, что здание подходит, это будет чуть ли не лучший в мире зал, и на развалинах кинотеатра братался с губернатором. (Фото также имеются)

    Позже  по приглашению губернатора, в награду за лояльность, скрипач стал руководителем фестиваля «Дни высокой музыки» в Челябинске. По свидетельству  музыкального журналиста из Москвы Евгения Бойко, который много общается с Коганом и приезжал с ним  на фестиваль, скрипач неоднократно говорил о том, что в реконструкцию «Родины» сейчас вкладываются огромные деньги, и зал должен получиться «красивым». Хотя для органа  и органного зала красота – дело десятое, главное – акустика. С того времени Д.Коган стал главным проводником идеи губернатора, что «Родина» — лучшее, что могло быть для органа, главным , так сказать, агитатором и пропагандистом этой, несомненно, коррупционной сделки.

 

        В.Хомяков и другие знатоки органного искусства считают, что орган никогда в  зале «Родины» не зазвучит так , как в родном, на Алом Поле.

 

       Стоит дать пояснения на всякий случай.  Любой инструмент имеет источник звука и резонатор. В большинстве инструментов резонатор – корпус. А у органа это не корпус, а зал. Поэтому каждый орган уникален, поэтому зал и инструмент – единое целое. Полной гармонии в котором очень трудно достичь, но которая была достигнута в Челябинске. Во многом благодаря именно храмовой, сводчатой акустике зала. Только в таких залах орган имеет шанс полностью раскрыть все свои качества. Существует еще акустика зальная – в помещениях, прямоугольных в плане и с плоским потолком – такая, как в пресловутом кинотеатре. Органы строят и устанавливают и в подобных, но там им не  раскрыться ; зачастую даже невозможно понять, хорош инструмент или нет. Спецы «Ойле», надо сказать, перед нашим строили два органа в СССР в зальной акустике, а тут им довелось работать для органной – и они превзошли себя. В новой ситуации им осталось только давать рекомендации. Осенью 2012 г. В.Хомяков на своем юбилейном концерте сказал, что рекомендации были выполнены не полностью: например, не удалось совместить нужный для приемлемой акустики размер окон и требования к системе кондиционирования. Потому что это в «Родине» технически невозможно.  И что до установки и настройки ,интонировки органа никто не может знать, как он зазвучит: приемлемо или плохо. Что он будет звучать, как на Алом – исключено, повторю, конфигурация помещения не та, хотя по закону для инструмента должен был быть предоставлен равноценный зал.

 

       Сейчас внутри старых гнилых стен вырос настоящий монстр.   О цене вопроса лучше не заикаться, цифры называются огромные, сотни миллионов. При том, что область – банкрот и имеет дефицит бюджета около 18 млрд. Стало совершенно очевидно,  что новый зал было бы построить дешевле, о чем однажды вскользь сказал даже  М.Юревич. А еще лучше было бы оставить зал в покое и построить еще одну церковь либо  часовню. Но мы все знаем о «политике партии и правительства».

 

        В 2012 году состоялась одна из прямых линий с директором Концертного объединения А.Пелымским на новостном сайте, где он прямо солгал, сказав, что «Родину» выбрали из семи зданий сами немцы, ибо она «идеальна». Рядом сидел дирижёр, который выступал на том самом концерте в фойе, и улыбался, зная, что это неправда…Мы просили Пелымского показать документ, свидетельствующий  о том, что здание действительно выбрали немцы – он не смог этого сделать.

 

       Летом того же года мы, слушатели, написали очередное письмо, в Управление Генеральной прокуратуры в Уральском федеральном округе, в котором просили разобраться с историей с покупкой «Родины», а также с нарушением законодательства при передаче зала на Алом. В начале заявления мы очень просили не отправлять его на рассмотрение в Челябинск, ибо ни о каком независимом расследовании в таком случае не могло быть и речи. Но заявление было отправлено в Челябинск в тот же день, видимо, его даже не читали. Мы вновь получили отписку; единственное – сообщено было о экономических нарушениях в ходе реконструкции, но о сам факт её покупки оказался табу. Насчет всего, что касалось интересов церкви – вообще полное молчание.

  

     Немецким специалистам удалось добиться решения переносить инструмент через полгода после окончания работ, то есть не ранее мая следующего года. Напомню, что ни один человек не может сказать сейчас, как будет звучать орган. Однако агиткампания по внушению населению, что всё замечательно, зал великолепен, акустика прекрасна, уже началась. Ведет ее, конечно, Д.Коган. Основное помещение было еще в лесах, органа там нет, в фойе состоялся концерт струнного оркестра – и уже было заявлено, что всё отлично…Разумеется, когда убийство настоящего Органного зала на Алом Поле будет завершено, пропагандистская кампания наберет совсем уж немыслимые обороты.

 

    Надеюсь, несмотря на «много букв», рассказ всё же будет прочтён, как и прилагаемая статья в журнале ГрафоПлатинум за март 2011 г – один из лучших материалов в периодике о ценности сокровища, которое мы теряем благодаря человеческой тупости, подлости, фанатизму, трусости, жадности и  гнусному политическому расчёту. Увы…

 

  Тексты экспертиз, фото, решение УФАС  есть, при необходимости можно предоставить. Много материала при желании можно найти «ВКонтакте», в группе «В защиту Челябинского Органного зала».  

Подготовила М.Болховская.         

http://vk.com/feed#/club17168824

 

 

www.principal.su

 

 

Comments are closed.