- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Орган «Титаника» играет в старинном дворце
«Титаник» унес жизни полутора тысяч пассажиров и веру в непогрешимость техники. А вот немецкий механический орган, построенный для «Титаника», до сих пор играет мелодии из его салонов.
В пышных гостиных царит паника, роскошная мебель уходит под воду, спящие пробуждаются посреди затапливаемых кают. Прямо перед ним по 16 раз в день тонет «Титаник». Механический орган, якобы спасенный от легендарного кораблекрушения, стоит в центре музейного зала, где без перерыва крутят фильм-катастрофу 1912 года «Ночью во льдах. Гибель «Титаника», поставленную по свежим следам гибели легендарного пассажирского лайнера.
«Орган с «Титаника» — гордо называют этот оркестрион сотрудники Немецкого музея музыкальных автоматов во дворце Брухзаля (Deutsches Musikautomatenmuseum, Bruchsaler Schloss). Легенда производства фирмы Welte венчает собой специальную выставку, приуроченную к 100-летию со дня рокового кораблекрушения. Лакированный шкаф с 260 трубами и десятью регистрами возвышается над другими экспонатами и ждет, когда же ему позволят показать всю свою мощь.
Шварцвальдский хай-энд для «Титаника»
Надев белые хлопковые перчатки, сотрудница музея бережно открывает дверцу в украшенном резьбой корпусе инструмента и вставляет свиток, по размеру сравнимый с рулоном кухонных полотенец. Ролик медленно разматывается, и на нем показывается перфорация. «Приготовьтесь, сейчас будет громко», — предупреждает экскурсовод. Оглушительно, но на удивление чисто для автомата столетней давности звучат знакомые аккорды увертюры Россини к опере «Сорока-воровка».
«Тогда это был настоящий хай-энд, — объясняет гид Юта Вайсбарт (Jutta Weißbarth). — Не привычный механический, а пневматический инструмент». Первые оркестрионы молоточками цепляли иголки на металлических валиках — носителях программы, что заставляло звучать музыкальные инструменты, встроенные в корпус автомата. Каждая иголка насаживалась на валик вручную. Бумажный же рулон, как новый виток тогдашней технологии, производился массово. Легко изнашиваемому материалу требовалась более щадящая техника, поэтому для воспроизведения стали использовать воздух, засасываемый мехами через отверстия на бумаге. «Специально для таких инструментов с высококачественным звучанием делали оригинальные записи знаменитых в то время органистов, — подчеркивает экскурсовод. — Вот они, на полках. Выбирайте любую».
Бетховена, Шумана, Мендельсона, салонную музыку и инструментальные версии песен оркестрион должен был исполнять для богатой публики в шикарных салонах «Титаника». Вот только его-то орган впервые «увидел» всего несколько дней назад — на плазменном экране музейного зала. Оказывается, этот инструмент не покидал пределы Германии и так и не доехал до британского побережья, где его якобы так ждали для погрузки на океанский лайнер.
С морем у «титанического» органа не сложилось
Остроугольным почерком на помятом листке бумаги пером и чернилами выведено: «Фирма Welte во Фрайбурге построила этот инструмент по заказу компании «Уайт Стар Лайн» для «Титаника». Но так как заказ не выполнили вовремя, орган не был своевременно доставлен в Англию и установлен на корабле». Это письмо вдовы владельца тогдашней компании-лидера по производству оркестрионов. И до недавних пор — единственное свидетельство связи инструмента с легендарным пароходом.
Сам оркестрион вместе с судьбоносным сопроводительным письмом попал в музей в Баден-Вюртемберге 30 лет назад. До этого он украшал частное собрание страстного коллекционера музыкальных автоматов из Баден-Бадена Яна Брауэра (Jan Brauer). А вот с кораблями у инструмента не заладилось. «Катастрофа и начало Первой мировой войны не дали осуществиться планам установки органа на других теплоходах компании «Уайт Стар Лайн», — написала в том же письме Ильзе Бокриш (Ilse Bockrisch), вдова владельца фирмы Welte.
Вместо этого оркестрион-счастливчик достался немецкому «королю ручных мясорубок» Хайнриху Ригеру (Heinrich Rieger) за 6000 рейхсмарок. «Это сравнимо с тогдашним заработком фабричного рабочего за десять лет. А они, между прочим, получали немало», — рассказывает Юта Вайсбарт. Для успешного фабриканта, по словам экспертов музея, приобретение подобного инструмента было сродни припаркованному под домом «Майбаху» для некоторых нынешних бизнесменов. Орган был установлен в гостиной виллы Ригера вместе со специально изготовленными шкафчиками для хранения бумажных роликов. Как ни пытались отпрыски «короля мясорубок» после его смерти сбыть оркестрион, он так и остался в семье, пока не попал в коллекцию Брауэра, а оттуда — в музей.
Распотрошили, но доказательств не нашли
Так при чем же тут «Титаник»? В преддверии столетней годовщины кораблекрушения выяснить этот вопрос с особым рвением взялись исследователи. В поиске доказательств куратору Музея музыкальных автоматов даже пришлось разобрать до винтика — не собственноручно, разумеется, — драгоценный оркестрион.
«В результате мы ничего не обнаружили», — с сожалением констатирует Бригитте Хек (Brigitte Heck). Не нашлось ни штампа, ни оттиска ни на одной из поверхностей расчлененного инструмента, как в случае с другими подобными заказами, например для теплохода «Британик». «Лишь свидетельства очевидцев указывают на то, что орган действительно мог быть построен специально для «Титаника», — говорит Бригитте Хек. В результате сотрудничества с экспертами из Германии, Великобритании и США она все же обнаружила больше аргументов «за», чем «против».
Вывод: тщательно культивируемая провинциальная легенда имеет полное право на существование. Тем более что для самого фешенебельного лайнера своего времени это был бы лучший образец достижений индустрии музыкальных автоматов — здесь эксперты единодушны. Так что оркестрион-загадка продолжает блистать на фоне хоть и более скромных, но не менее достойных внимания механических пианино, музыкальных шкатулок, поющих каруселей и играющих настенных часов. А воду ему, так уж и быть, подливают из лейки — в специальный увлажнитель воздуха в музейном зале.
http://www.dw.de
www.principal.su
Связанные посты:
- Столетие катастрофы «Титаника» 2012-04-13 В ближайшее воскресение случится столетний юбилей трагических событий на...
- На Соборной площади Белгорода играет карильон Каждый будний день горожане, проходящие утром мимо Соборной площади, могут...
- Органный вечер Анастасии Сидельниковой в Таврическом дворце 27 февраля в Органном зале Таврического дворца выступит известная...
- Испанский органист Хуан де ла Рубиа в Таврическом дворце 13 февраля в Органном зале Таврического дворца выступит...
- Орган Софийского собора в Полоцке впервые будет модернизирован Модернизация органа в концертном зале Софийского собора Национального Полоцкого...
Календарь публикаций
Июнь 2025 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012