В Карагандинском кафедральном соборе завершился цикл концертов органной музыки. На этот раз наш город посетил и поистине порадовал любителей и ценителей органа сам основатель органной школы заслуженный артист РК, кавалер ордена «Құрмет», почетный профессор Казахской национальной консерватории имени Курмангазы,  лауреат международных конкурсов, органист Казахской государственной филармонии имени Жамбыла Габит Несипбаев.

Он получил прекрасное образование в Московской консерватории по классу органа и фортепиано, и впоследствии сам избрал свой творческий  путь, отдав предпочтение органу. Еще в 90-х годах прошлого века он впервые в Казахстане исполнил цикл концертов, включавший все органное наследие Баха. До сих пор  записи концертов выдающегося музыканта-органиста Габита Несипбаева хранятся в фондах радио и телевидения Казахстана, Киргизии и России. Именно Габит являлся инициатором и ведущим традиционного международного органного фестиваля «Весенний Алматы», цикла лекций-концертов, открывших перед  казахстанским слушателем великий мир органной музыки, ее историю, творчество европейских  композиторов, творивших в разные эпохи, и мастерство современных виртуозов.  Органный фестиваль  помогал, по сути, формировать элиту органистов нашей страны, потому что молодые исполнители здесь получали уникальный опыт повышения профессионального мастерства. Многие ученики Габита работают в разных странах мира, а его первая ученица Татьяна Коновалова стала органисткой, затем монахиней, и в данное время сестра Корнеля находится в женском монастыре Караганды.  Еще одна ученица Габита Насипбаева – Салтанат Абильханова, неоднократно выступавшая с органными концертами в нашем соборе, теперь обучает искусству  и технике органной игры студентов в Астане. Кстати, отец Евгений, администратор карагандинской епархии, открывавший заключительный концерт в Кафедральном соборе, рассказал те факты, которые, я думаю, до сих пор не знают даже коренные жители нашего города. Оказывается орган на 3200 труб, который сейчас принимает  талантливых исполнителей со всего мира, не единственный в Караганде. Первый орган, маленький, был привезен из Литвы священником Альбинасом Думбляускасом, который был не только первым священником в церкви Св.Иосифа, но и человеком, построившим при активной помощи людей этот католический храм. Сам отец Альбинас похоронен у его стен в 1991 году. Второй, маленький в сравнении с тем, что сейчас находится в кафедральном соборе, расположен в часовне женского монастыря, там, где с ним может соприкасаться во время месс сестра Кармеля. И этот третий орган привезли из Риги в 2000 году при содействии матушки Илии.  Именно об этом и рассказала Татьяна Коновалова.

— Габит Несипбаев – это прекрасный человек, прекрасный педагог. Через него я научилась работе с органом, который привел меня к выбору моего истинного пути.

Пути господни неисповедимы, и только слушая орган, понимаешь о том, какая ты маленькая частичка в этом мире и что твой жизненный путь все-таки определен и согласован где-то там, далеко, где пишутся книги судеб каждого из нас. А Караганда имеет теперь у себя три органа, так что мы можем гордиться  историей появления этого необыкновенного инструмента в нашем городе.
Мы много говорили и с отцом Евгением, и с маэстро Габитом Несипбаевым о музыке в соборе, об органе. Орган – этот инструмент вне религии, первые упоминания о нем относятся ко II тысячелетию до нашей эры и связаны с деятельностью греческого механика Ктесебия из Александрии. К церкви он прикреплен по указу Римского Папы только в VII веке нашей эры. По сути, орган — это символ человеческой цивилизации. У него настолько мощная и светлая аура, что никому – ни мусульманину, ни христианину, ни иудею – не стыдно играть на нем.  За много веков жизни инструмента  для него написано огромное количество чистой, хорошей музыки.  Орган позволяет понимать жизнь, выходя за ее пределы и  своим дыханием приближающий нас и к пониманию высших ценностей мира.

отец Евгений

А под сводами кафедрального собора звучали сонаты Ф.Мендельсона  и Бартольди,  концерт ре-минор А.Вивальди – И.Баха. Мастерство Габита Несипбаева восхищает, потому что орган  у него – это целая жизнь, это то счастье, которое дано испытать и прочувствовать  не каждому. Поэтому очень важно, что с каждым годом учеников замечательного мастера и профессиональных исполнителей становится все больше. У органиста от холода сводило пальцы рук, но разве может что-либо помешать исполнить самую прекрасную и поистине божественную музыку на самом царственном инструменте мира – органе.

http://art.gazeta.kz

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.