Если появление на нашем медийном горизонте отца Фотия — это, скорее, исключение из правил, то музыкальное образование среди католического духовенства — обычное явление, хотя понятно, что исполнительский талант монаха ордена св. Франциска Ассизского брата Алессандро — это уникальная вещь, свидетельством чему — миллионные просмотры на ютубе. И вот этот самый Алессандро Брустенги (род. 1978) скоро прибудет в Москву на закрытие VIII фестиваля «Королевское Рождество» в Римско-католическом Кафедральном соборе на Малой Грузинской.

Фото: friaralessandro.com

Причем, если наш Патриарх вынужден давать Фотию советы, чтоб тот не утрачивал скромности, попадая в непривычную медийную среду, то для Алессандро певческая и монашеская, простите, «карьеры» идут совершенно естественно — при его монастыре Santa Maria degli Angeli есть базилика, где брат играет на органе, является солистом хора, записывает альбомы с францисканскими песнопениями, гастролирует (если это слово уместно), и никакого конфликта между верностью церкви и концертной практикой не возникает.

Итак, Алессандро 10 января в сопровождении хора Ex Oriente Lux исполнит композиции как из духовного, так и оперного репертуара; за органом — титулярный органист СобораМарина Омельченко, которая, собственно, и стала арт-директором и идеологом мощного и многопланового рождественского фестиваля этого года…

— Нынешнее «Королевское Рождество» посвящено двойному юбилею нашего уникального духового органа Kuhn из Базеля, — рассказывает г-жа Омельченко, — празднуем 60 лет самому инструменту, из 10 лет с того момента, как его установили в Соборе на Малой Грузинской. Kuhn имеет 74 регистра, 4 мануала, 5563 трубы. Орган очень разнообразен по своей тембровой палитре, дает возможность исполнять музыку любых стилистических направлений. Кстати, на открытии фестиваля на нем играл выдающийся органист Ги Бове; так вот он помнит этот орган еще со времен свой юности, с Базеля, и был так рад, что оказавшись в московском Соборе инструмент словно ожил: «в новых акустических условиях раскрылись совершенно новые краски».

…Как многие знают, орган в Соборе на Малой Грузинской стоит сверху на хорах, за спинами публики, лица которой обращены к алтарной части. Так вот во время концерта с Алессандро, органистка и певец будут вместе у инструмента, а соборный хор Ex Oriente Lux разместится у алтаря. Чтобы публика не оборачивалась, пытаясь разглядеть обаятельное лицо брата-францисканца, камера выводит его изображение на три экрана перед зрителем.

Говоря о храме на Малой Грузинской, важно акцентировать внимание на душевности, уютности, обаянии этого места (не залезая в какие-то конфессиональные нюансы), что для нынешней концертной Москвы, с практически вымытым из нее камерным форматом, большая редкость. Есть хорошо всем известные залы, куда «торжественно идешь» именно как в статусный зал с буфетами, люстрами и гардеробами, но практически нет местечкового душевного уклада, имеющего собственную уникальную публику и столь же уникальную атмосферу (может, таким залом со временем станет Филармония-2).

— Люди к нам идут не столько даже на музыку, какого бы она формата ни была, сколько руководствуясь выбором самого места, — продолжает Марина Омельченко, — люди идут в это сакральное место, ради нахождения какой-то отдушины, чего-то светлого. Просто и без пафоса хотят посидеть в тишине храма, наслаждаясь затем музыкой… Аура храма необычайна: ни в одном из концертных залов, каким бы шикарным он ни был, орган никогда не будет на своем месте. Место органа — стены собора. Вот почему все наши концерты (не только фестивальные) очень популярны среди москвичей.

— Увы, мест уютных в Москве очень мало. Эта культура — культура уютного непафосного пространства — должна только созреть…

— Поэтому наш зритель возвращается вновь и вновь; конечно, мы давно имеем собственную публику, но важно отметить, что в последнее время видим большое количество молодых лиц — это и пары, и даже компании, которые хотят здесь провести вечер. Причем, концерты у нас поздно начинаются — после восьми вечера. Но зал все равно переполнен. И публика здесь совсем иная, нежели на развлекательных мероприятий. К тому же мы плотно работаем с социальными организациями: зовем к себе пенсионеров, малоимущих, инвалидов… Не все сейчас могут позволить себе поехать в Европу; а наш Кафедральный собор — это единственный островок Европы в Москве, где можно прикоснуться к европейской атрибутике, начиная от самого собора и заканчивая рождественской концертной традицией…

— Мы часто киваем в сторону Запада, что для них орган естественен, а у нас чужероден…

— Я, как человек восемь лет проживший в Европе, скажу вам о прямо противоположной тенденции. Сегодня нигде не почитают и не любят органную музыку так, как ее любят и почитают российские слушатели. Переполненных залов (в храмах) за исключением откровенно туристических мест вы в Европе не увидите. Да, это нынешняя реалия: пустеющие европейские храмы. А в Москве аншлаги и в нашем Соборе, и в соборе свв. Петра и Павла, и в Англиканском… людей в самом деле тянет, как вы сказали, в уютные места.

— Где есть какая-то «честность места».

— Я бы сказала — чистота. Но кроме концертов непосредственно в храме, мы стали работать с регионами — сами отправляем музыкантов в Красноярск, Владивосток, Владимир, Оренбург, Тамбов, сами составляем им программы… и везде аншлаги!

— Программа фестиваля очень разнообразна, но к каким трендам вы тяготеете на данный момент?

— В прошлые годы мы делали акценты на национальных празднованиях Рождества: у нас было испанское, французское Рождество… сейчас же решили вокруг нашего органа-юбиляра всех сплотить — как раз в тот момент, когда мир разрывают политические катаклизмы. И мне, как худруку форума, хотелось показать, что музыка выше всего этого, музыка на сей день — единственная сила, которая может нас всех сплотить: к нам приезжают музыканты из Швейцарии, Швеции, Испании, Италии, Эстонии.

…Есть тонкости, на которые часто не обращают внимания в анонсах концертов, но впоследствии они могут иметь чуть ли не решающее значение: например, в Европе храмы не отапливаются вовсе, они там к холодрыге привыкли, никаких вопросов не возникает. У нас же климат жестче, поэтому откровенный «дубняк» совершенно нежелателен, а в Кафедральном Соборе на Малой Грузинской достаточно тепло — трубы с горячей водой под полом проходят, проблем никаких.

Итак, 31-го декабря нас ждет «Орган в новогоднюю ночь»: подарок от обладателя приза за виртуозность от Национальной консерватории Рюэй-Мальмезон — Гуннара Иденстама (орган, Швеция); 3 января мы услышим Григорианскую мистерию «Ave Maria» в исполнении ансамбля Vox Clamantis из Эстонии и самой Марины Омельченко. 4-го — дневной концерт для всей семьи «Волшебное путешествие по рождественским сказкам. Андерсен и друзья».

— Фестивальной программой я жила 9 месяцев, — признается Марина, — это как ребенок уже родился. Было стремление показать орган не только в качестве классического монстра, но и во всех его красках, ведь этот инструмент может всё! Скажем, 7 января орган у нас поучаствует в джазовом репертуаре (концерт называется «Рождество в стиле Симфоjazz для органа, хора, струнного квартета и джазовых солистов, среди которых братья Михаил и Андрей Ивановы, Полина Орбах, Марина Омельченко, Денис Швытов etc.). Это наш первый джазовый опыт. Еще об уникальном — концерт 6-го января «Четыре органа в Рождественскую ночь»: квартет органистов одновременно еще никто не слушал, это наше ноу-хау (рождественская классика от хоралов И.С. Баха до Щелкунчика Чайковского). Два органа стоят на хорах (духовой Kuhn и большой концертный «Роджерс») и два поставим в алтарной части (электронные Viscount). И это не идея ради идеи: создается очень необычный стереофонический эффект, который не передать никакими звукозаписывающими устройствами. Так что ждем вас!

Видео

http://newstbilisi.info

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.