Олеся Серегина.
15 августа 2008 года

Даже в летний будний вечер известный органист, доцент Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова Владислав Муртазин собирает полный зал. На его концертах органной музыки всегда аншлаг. Истосковавшиеся по настоящей музыке меломаны буквально за несколько часов раскупили все билеты, а работникам Башкирской государственной филармонии, где состоялся концерт, пришлось расставлять дополнительный ряд стульев.

Свое выступление Владислав Муртазин начал с небольшого экскурса в историю органной музыки. Такая практика подготовки публики к серьезному слушанию в порядке вещей. Пара минут на то, чтобы настроить зрителей на нужный лад, создать определенную атмосферу. Побывавший с концертами в разных странах музыкант не делает никаких различий между российской и зарубежной публикой. В Швейцарии, Франции, Италии, Японии, в нашей стране она совершенно одинакова. Отличие кроется в другом — в месте, где проходит концерт. Если в России — это залы консерваторий и филармоний, то за рубежом — органная музыка исполняется в католических соборах и храмах. У нас концерт, как правило, состоит из двух отделений и сопровождается аплодисментами после завершения каждого музыкального произведения. За границей подобный концерт идет всего час и без зрительских оваций.

Свой концерт в Уфе Владислав Муртазин решил построить в западном формате. Это 60 минут музыки, правда, все-таки, с небольшим антрактом. Но программа концерта была выдержана в тональности зарубежных исполнителей. Он включил в него сочинения Иоганна Себастьяна Баха, Феликса Мендельсона, Юлиуса Ройбке.

— Я решил, что концерт должен начаться с музыки эпохи барокко. В те времена орган звучал повсюду, — говорит Владислав. — Музыка, которую играли на этом инструменте, сопровождала человека от рождения до самой смерти.

Закравшиеся вдруг опасения, что музыка, звучащая в зале, не будет обладать тем эффектом, который возникает, когда орган играет в храме, развеялись с первых аккордов. Все регистры органа, зазвучавшие враз, выпустили трубные, протяжные звуки. Он настроили публику на торжественный лад. Сильные долгие звуки как бы увеличили пространство — потолки поднялись, стены раздвинулись. Звуки не стихали, лились потоком, иногда отзывались эхом, вибрировали и дрожали в воздухе. Возникло ощущение, что находишься в католическом соборе.

Следующее произведение — и снова Бах. Музыка этого композитора очень живая, человечная. В ней есть все — грусть, печаль и даже трагедия, тем не менее все его прелюдии и фуги не зря заканчиваются мажорным аккордом. В его произведениях присутствует возвышенная радость, поэтому концовка всегда звучит жизнеутверждающе. Для этого вечера Владислав Муртазин взял одну из шести трио-сонат Баха. В таком сочинении сочетаются три голоса, сливаясь, они образуют своеобразный разговор. Сначала звучит нежная, переливчатая мелодия, напоминающая пастуший рожок. Затем ее, легкую и воздушную, сменяет более глубокий низкий тон. Протяжный, задумчивый, он вступает в диалог с первым. В завершение трио-сонаты звучит музыка, в которой удивительным образом сочетается непосредственная искренняя радость и житейская мудрость.

Неслучайно в концерт Владислав включает несколько произведений Баха. Органист делает это для того, чтобы показать тематическое многообразие сочинений, которые написал великий композитор. Среди произведений других творцов сонаты и фуги Баха остаются одними из самых сложных. Не только для исполнения, ведь Бах был виртуозом, но и для восприятия. Они настолько глубоки, что их надо прочувствовать и понять, что хотел сказать композитор.

Для контраста, чтобы показать, насколько разная музыка может звучать на органе, Владислав Муртазин исполняет на концерте произведения Мендельсона и Ройбке. Временами игривая, радостная, временами печальная, тревожная, музыка рождает в душе противоречивые чувства, никого не оставляя равнодушным.

На концерт органной музыки пришли разные слушатели. Не удивило, что среди них были пожилые пары и музыканты. Приятно поразило, что много было молодежи.

— Мы давно хотели послушать, как звучит орган. Это потрясающе! — делятся впечатлениями девушки, кстати, студентки технического вуза. — На концерты симфонической музыки ходим постоянно, а вот органную слушали впервые. Теперь уверены, что посещение таких концертов станет хорошей традицией.

— Для меня такое признание дорогого стоит, — говорит Владислав Муртазин. — Очень важно, чтобы слушатель ушел из органного зала с желанием вернуться сюда вновь.

 

Comments are closed.