- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Загадочная судьба «органного Страдивари»
О биографии величайшего немецкого органостроителя и музыканта Готфрида Зильбермана почти нет сведений. Но то, что известно, доказывает: это была неординарная личность.
«Сравнение мастера по изготовлению органов Зильбермана со Страдивари — это не красное словцо и не преувеличение, — убежденно заявляет глава немецкого Общества имени Готфрида Зильбермана (Gottfried-Silbermann-Gesellschaft), органист Альбрехт Кох (Albrecht Koch). — Я вам скажу больше: все дожившие до наших дней скрипки Страдивари очень сильно перестроены: в них заменены колки, струны, часто фрагменты деки. Их звучание сильно отличается от того, что слышал мастер. А вот про органы Зильбермана (до наших дней сохранились 30 из 46 построенных им инструментов) можно наверняка сказать, что они звучат сегодня в точности так, как и 300 лет назад».
Паломничество к Зильберману
Каждый год в начале осени в живописную местность между Дрезденом, Фрайбергом и Рудными горами собираются многочисленные поклонники органного искусства. Здесь проходит фестиваль имени Зильбермана (Silbermann-Tage), крупнейшего немецкого органостроителя, современника и оппонента великого Иоганна Себастьяна Баха (Johann Sebastian Bach). В этом году фестиваль прошел с особым размахом, так как на 2013-й приходится двойной юбилей: 330 лет со дня рождения и 260 лет со дня смерти Готфрида Зильбермана.
Тот, кто хочет услышать настоящий зильбермановский орган «живьем», неизбежно должен совершить паломничество в Саксонию или соседнюю Тюрингию. Большую часть своих творений мастер создал в маленьких городках и деревнях в окрестностях Фрайберга. «Впрочем, именно благодаря этому большая часть инструментов Зильбермана уцелела, — говорит Альбрехт Кох. — Оба крупных органа, построенных им в Дрездене, во Фрауэнкирхе и церкви Святой Софии, были уничтожены во время бомбардировок 1945 года».
Серебристый звук
Звук органов Зильбермана можно охарактеризовать как серебристый. То, каким именно образом Готфрид Зильберман добивался этого эффекта, остается тайной. Тщательно отобранные материалы, специальная выдержка дерева и… что-то еще, что делает звучание его инструментов сразу опознаваемым и до сих пор неповторимым.
Следует заметить, что у своенравного мастера были не только поклонники, но и оппоненты. К числу последних относился и его великий современник Иоганн Себастьян Бах. В качестве лейпцигского кантора и выдающегося органиста Бах часто получал приглашения осуществлять «госприемку» новых органов — в частности, органов, построенных Зильберманом. Такие процедуры протекали не всегда гладко.
Соперничество, ставшее дружбой
Ах, как мечтали бы тысячи ученых и музыкантов побывать хоть при одном споре Баха и Зильбермана! Увы… А споров таких, судя по всему, было немало. По крайней мере на раннем этапе их знакомства. Бах критически оценивал принцип Зильбермана настраивать органы по так называемому «среднему целому тону». Бах требовал более гибкой, богатой и, главное, равномерной темперации. К тому же композитору недоставало мощи в высоких регистрах. Зильберман настаивал на своей правоте. Но некоторые исследователи полагают, что от инструмента к инструменту Зильберман все же все больше учитывал пожелания Баха. Бах же, в свою очередь, писал органную музыку, учитывая технические усовершенствования, которых удалось добиться мастеру-органостроителю (в частности, в области клавиатуры).
К сожалению, переписки двух гениев органа не сохранилось: «Они, видимо, часто встречались лично и имели возможность обсудить все спорные вопросы за кружкой пива, — улыбается органист Кох. — Но нет сомнений, что они испытывали самое глубокое взаимное уважение». Так, своего рода продолжением диалога с Зильберманом (который строил не только органы, но и хаммерклавиры) можно считать одно из центральных произведений Баха — цикл прелюдий и фуг «Хорошо темперированный клавир».
Скрытный гений
О жизни Готфрида Зильбермана мы не знаем почти ничего. «Это поразительно, учитывая масштаб его личности и деятельности», — полагает Альбрехт Кох.
Действительно, информация о Зильбермане сводится к анкетным данным: родился в 1683 году в местечке Кляйнбобрич в Рудных горах. Был младшим сыном столяра-краснодеревщика Михаэля Зильбермана. Учился у старшего брата Андреаса, который эмигрировал в Эльзас и был там признанным мастером органостроения. Как Андреас и Готфрид познакомились с музыкой? Этого мы не знаем.
Далее сведения о Зильбермане обрывочны. Известно, что он был человеком далеко не бесконфликтным (большая часть письменной информации о нем связана с пререканиями с заказчиками) и, как выражается один из рассерженных клиентов, «отъявленным сребролюбцем». Зильберман знал себе цену и заламывал за свою работу суммы значительно более высокие, чем другие органостроители.
По меркам своей эпохи Зильберман был человеком весьма состоятельным. Так, после своей смерти он оставил состояние в 10300 талеров (для сравнения: в те годы хороший ремесленник зарабатывал в год около 400 талеров, примерно столько же получал Иоганн Себастьян Бах, которому приходилось содержать на свою зарплату большую семью).
Факты и домыслы
Косвенные сведения (например, описание наследства мастера) свидетельствуют о любви органостроителя жить на широкую ногу: хорошо одеваться, перемещаться в удобных экипажах, пить дорогие вина. Тем более бросается в глаза, что Готфрид Зильберман никогда не был женат, и, насколько известно, никогда не помышлял о браке (по крайней мере, не сватался), что было крайне нетипично для того времени.
Свои деньги и недвижимое имущество (умер в 1753 году) холостяк Зильберман завещал племяннику, а движимое имущество (одежду, перины, посуду) — любимому сотруднику Йохану Георгу Шёну (Johann Georg Schön). Он же, судя по всему, стал и наследником его рабочих инструментов. Сочетание этих фактов породило даже предположение, что Готфрид Зильберман мог быть человеком гомосексуальной ориентации. Предположение, впрочем, ничем не подтвержденное, да и вообще, не имеющее отношение к личности и творчеству до сих пор непревзойденного мастера органа.
Авторы- Рик Фулькер, Анастасия Буцко
http://www.dw.de
www.principal.su
Связанные посты:
- Крымский «Страдивари» построил крупнейший в Украине орган Энтузиаст Владимир Хромченко построил крупнейший в Украине орган в...
- ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА СЕМЬИ ОРГАНИСТА Первые поселения немцев-колонистов на современной территории Николаевской области появились в...
- КОРРОЗИЯ ОРГАННОГО МЕТАЛЛА Испытывается устойчивость к коррозии проб металла из труб разных органов...
- Судьба органа: будет ли католическая община зарабатывать на концертах До передачи Александровского костела католической общине Кирова осталось 4...
- Судьба органиста Елена Слюсарева 9 декабря 2011 исполняется 100 лет со...
Календарь публикаций
Март 2023 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Окт 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Последние новости
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
- В Калининграде открылись органные ассамблеи с участием музыкантов из Франции и России 10.07.2021
Архивы
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012