Вы можете назвать самый большой духовой инструмент в мире? Нет, не геликон. И даже не туба. Речь идет об органе. В концертный зал орган, как известно, пришел из церкви, и традиционно на нем исполняют серьезные произведения серьезных композиторов в серьезном сопровождении – например, с симфоническим оркестром или академическим хором. Так что довольно сложно представить этот инструмент в паре с саксофоном, давно занявшим фривольную «джазовую» нишу, или маримбы – малазийской родственницы ксилофона. И уж совсем немыслимо, чтобы на органе играли томные и нервные танго Астора Пьяццоллы. Однако – «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам»…

Идея свести на сцене кондпожского Дворца искусств саксофон, орган, тромбон и вибрафон с маримбой пришла в голову легенде петрозаводского музыкального мира Диляре Дмитриевой. Она, как выясняется, не только виртуозно играет на рояле, но и с любимым инструментом Баха знакома не понаслышке:

– Мне просто повезло, – объясняет пианистка. – Когда я училась в Воркутинском музыкальном училище, там очень недолгое время работала органистка из Московской консерватории, и благодаря этому я смогла закончить училище с двумя специальностями.

– В Воркуте был орган?


– Даже два!
– А почему Вы в концертном платье, но без обуви? Это что, концепция сегодняшнего вечера –¬ соединение несоединимого?


– Для органа нужна специальная обувь с мягкой подошвой; у меня ее нет, так что сегодня я играю босиком! Разумеется, я не считаю себя органисткой, способной давать сольные выступления. Сегодняшний концерт для меня очень важен: это большой проект, задуманный и воплощенный теми, кто сегодня выходит на сцену. Выстраивая его, мы исходили из самих инструментов – хотелось, чтобы звучание было оригинальным, но органичным.
– Бах, насколько мне известно, не писал для саксофона… Кто делал обработки?
– Алексей Талицкий и я. Кстати, Прелюдию № 8 И.-С. Баха, которая прозвучит в финале концерта, мы сами в полном составе услышали только вчера!
«Фантазия о любви» – такое название дали вечеру его организаторы. Пофантазировать вместе с музыкантами не поленились слушатели из Петрозаводска – их в зрительном зале было чуть ли не больше, чем самих кондопожан. «Помогала» им в этом Татьяна Талицкая, которая читала стихи Бодлера, Ницше, Кортасара, Нерво и других поэтов, писавших о любви, страсти, расставании и прочих легкомысленных, но столь необходимых вещах. Стихи стали изысканным орнаментом, обрамляющим музыкальное содержание вечера и интерпретирующим затаенные смыслы произведений.

Первое отделение концерта в программке выглядело вполне академичным: Бах, Телеман, Вивальди, Скарлатти. «Прелюдия» основателя классицизма К.-Ф.-Э. Баха в исполнении органа и саксофона (Алексей Талицкий) прозвучала так, словно классик ухитрился творить в расчете на инструмент, появившийся через полвека после его смерти. Чуть менее уверенно смотрелся питерец Артем Курепов (тромбон), игравший в первом отделении Баха и Телемана; тромбон в принципе не особенно приспособлен к сольным выступлениям, а тут еще и репертуар для него не самый привычный… Тем не менее смешение музыкальных дискурсов, начавшееся с первых минут вечера, воспринималось крайне симпатично.
На атмосферу концерта работали также осветители Дворца искусств, соотносившие свою работу с динамикой исполняемых произведений: при усилении экспрессии количество света на сцене увеличивалось, менялись фоновые цвета. В Петрозаводской филармонии, к сожалению, такие чудеса пока невозможны, а ведь визуальное сопровождение сильно влияет восприятие любого сценического действа.

Во втором отделении перед зрителями показался один из лучших ударников Симфонического оркестра Валерий Бобков, и вот здесь уже стилистика концерта окончательно взбесилась. Бах – Юяма – Вила-Лобос – Пьяццолла – Бах… Адажио из сонаты для скрипки игралось на вибрафоне, а танго Пьяццоллы в органно-саксофонном воплощении окрасились в новые, совершенно неожиданные тона. Повеселила зрителей и Диляра Дмитриева, которая во время исполнения танго, сидя за самым солидным в мире инструментом, стучала ладошками по деревянной табуретке («В партитуре написано, что здесь надо чем-то постучать!») и даже немного посвистывала (уже по зову души).
Публика эксперименты принимала сдержанно, но вполне доброжелательно. Музыканты смогли выполнить непростую задачу – выстроить гармоничное звучание в принципе не сочетаемых инструментов и объединить в рамках одного концерта столь разные по духу произведения, как «Дивертисмент для маримбы и альтового саксофона» и «Хоральная прелюдия фа-минор»… Вместо ожидаемого винегрета зрители увидели цельное и ни на что не похожее произведение искусства. Жаль, правда, что концепция авторов фактически обрекла их творение на очень короткую жизнь: без органа стройное и причудливое здание концерта попросту развалится. Можно, конечно, заменить орган на рояль, однако известно: чем экзотичнее компоненты коктейля, тем строже надо соблюдать его рецептуру…

Георгий Чентемиров

20.01.2009  http://dosug.ptz.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.