Основатель TUT.BY Юрий Зиссер увлекается музыкой с детства. Подобно автору «Искусства программирования для ЭВМ» профессору компьютерных наук из Стенфорда Дональду Кнуту, он приобрел учебный церковный электрический орган и музицирует у себя дома для собственного удовольствия. Сейчас Юрий Зиссер учится в Белорусской государственной академии музыки и в апреле 2015 года должен получить диплом, если сдаст государственный экзамен по специальности «интерпретация старинной музыки» по классу органа. Кроме того, он помогает группе энтузиастов, занимающихся реставрацией белорусских органов. Недавно ему удалось восстановить неизвестные страницы истории музыки в Беларуси. Об органной фабрике Waclaw Biernacki и ее роли в истории музыкальной культуры Беларуси – статья Юрия Анатольевича.

Никому не приходится объяснять, что такое скрипка Страдивари или альт Гварнери. К сожалению, даже самые выдающиеся мастера органостроения – француз Аристид Кавайе-Коль, немецкие мастера Адам Гораций Каспарини, Эберхард Фридрих Валькер, Эмиль Зауэр, Фридрих Ладегаст, Иоганн Готфрид Зильберман, а также братья Отто и Густав Ригеры – не настолько известны широкой публике, как того заслуживают.

Между тем из 90 органов Беларуси самое большое количество – 26 – построено фабрикой Waclaw Biernacki. Инструменты этой фабрики установлены в таких известных туристических объектах и памятниках истории Беларуси, как фарный костел иезуитов в Гродно, францисканский костел Успения Девы Марии в Пинске, фарный костел Божьего Тела в Несвиже, а также в Мосаре, многих городках и деревнях Гродненской, Витебской, Брестской и даже Минской области (Красное и Рубежевичи).

Но до сих пор в Беларуси о проработавшей в Вильнюсе на протяжении нескольких десятилетий фабрике костельных органов Waclaw Biernacki ничего не было известно даже узким специалистам. В известных литературных источниках и в интернете на белорусском или русском языках нет сведений о фабрике, как будто ее никогда не существовало. Пришлось искать информацию в интернете на зарубежных сайтах, как правило, на польском языке. Вот что удалось выяснить.

Династия органостроителей Бернацких

Во второй половине XIX века действовали три поколения органостроителей, носивших фамилию Бернацкий. Первая органная фабрика была основана Хуго Эрнестом Бернацким (1829-1884) в Осецке (Osieck) под Плоцком между 1848 и 1859 годом. Однако при строительстве очередного органа Хуго Эрнест погиб в результате несчастного случая. Его дело погибло вместе с ним и не дождалось старшего сына, 14-летнего Доминика, которого отец готовил в преемники. Вацлаву Бернацкому, младшему брату Доминика, в то время было 6 лет.

Выучившись, Доминик Бернацкий (1870-1928) в 1895 году построил новую фабрику в Добжине-над-Вислой под г. Влоцлавек и возобновил дело своего отца. Фабрика была оборудована машинами, привезенными из Германии.

Доминик Бернацкий стал одним из самых известных польских органостроителей. На рубеже столетий предприятие было одним из крупнейших в Польше, на нем работали 80 человек. Там изготавливались инструменты для Польского Королевства, Литвы и Российской империи. В частности, фабрика Доминика Бернацкого была выбрана официальным поставщиком Российского Царского двора, его органы были установлены в Царском Селе под Санкт-Петербургом.

Вот как выглядели внутри цеха фабрики Доминика Бернацкого

 

Вацлав Бернацкий: становление мастера

Младший брат Доминика и второй сын Хуго Эрнеста, Вацлав Бернацкий (1878-1954) был учеником знаменитого львовского органостроителя Яна Сливинского (Śliwiński), который в течение 10 лет учился и работал во Франции на заводе прославленного органостроителя-новатора Аристида Кавайе-Коля (Aristide Cavaillé-Coll, 1811-1899), создателя современного органа симфонического типа. Органы этого мастера даже выставлялись на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Белорусы могли слышать вживую или по крайней мере видеть по телевизору единственный инструмент Кавайе-Коля, установленный на территории бывшего СССР – орган Большого зала Московской консерватории.

Сначала Сливинский работал у Кавайе-Коля помощником по установке небольших органов, после чего ему доверили более крупные инструменты. В результате он приобрел глубокие знания и навыки в области строительства органов. Для завершения своего образования он посетил органостроительные фабрики Англии и Германии, чтобы ознакомиться с их работой и сравнить продукцию разных производителей.

Получив богатый опыт и профессиональные навыки, Сливинский вернулся во Львов, где в 1876 году основал «Завод церковного органа и фисгармонии во Львове». Завод размещался в собственном здании по адресу: ул. Коперника, 16, напротив знаменитого дворца Потоцких.

Здание стоит по сей день. В плане сохранности архитектурных сооружений белорусы могут лишь позавидовать украинцам. За почти полтора столетия название улицы и номер дома не изменились.

На улицу Коперника выходил только фасад. Основные производственные мощности располагались в боковых пристройках большого по тем временам здания в форме буквы «П». Высушенная во дворе в естественных условиях древесина использовалась для изготовления органов. Фасад дома украшен рельефами с музыкальной символикой.

Именно здесь, на фабрике Сливинского, Вацлав Бернацкий из подмастерья вырос в опытного органного мастера.

Зрелость мастера

Завершив обучение, в 1908 году Вацлав создал и открыл в Вильно филиал органной фабрики своего брата Доминика и стал выпускать органы под маркой Waclaw Biernacki. В то время Вильно был центром губернии, входившей в состав Российской империи. В 1912 году братья поделили бизнес, и в дальнейшем обе фабрики развивались независимо.

В 1914 году из-за начала Первой мировой войны и отсутствия перспектив роста мощностей Доминик перенес свою фабрику из Добжини-над-Вислой в соседний более крупный Влоцлавек. Никаких следов существования фабрики в Добжини-над-Вислой до наших дней не сохранилось.

Последовав примеру брата, после окончания Первой мировой войны ввиду продолжающейся войны между Польшей и Россией Вацлав Бернацкий в 1919 году перенес свою компанию из Вильно в Варшаву. После войны Вильно вошел в состав Польши и стал центром одноименного воеводства. Вильнюсская фабрика возобновила работу, однако Вацлав остался работать на своей варшавской фабрике. Новым управляющим вильнюсской фабрики стал племянник Вацлава Бернацкого Роман Трущинский. C этого времени фирма стала называться «Фабрика органов Waclaw Biernacki Варшава-Вильно»:

Фирменный знак фабрики WACLAW BIERNACKI. Фото Дениса Салаша из фотоэнциклопедии «Наши костелы»

После смерти Доминика Бернацкого в 1928 году фабрикой во Влоцлавеке стали управлять его сыновья Вацлав II Бернацкий (1901-1954) и Доминик II Бернацкий (1906-1970).

Любопытно, что в 30-е годы Вацлав Бернацкий приобрел органную фабрику Адольфа Хомана (A.Homan) и Станислава Езерского (S.Jezerski), которые в первой половине ХХ века в разные годы построили три органа на территории Беларуси: в Лиде, Сопоцкине и Слониме.

Вильнюсская фабрика, на которой изготавливались органы, в том числе для мест, находящихся на территории нынешней Беларуси, размещалась по адресу: Оранжерейный переулок, 3 (ныне ул.Шилтадаржё, Šiltadaržio, в средние века переулок назывался Мельничным – Młynowy zauł.). Характерно, что об этом здании ничего не знает Википедия, хотя там подробно описана история почти всех домов в этом переулке.

Бывшее здание фабрики стоит и поныне в выводящем к знаменитому костелу Святой Анны узком 130-метровом переулке с 500-летней историей, соединяющем улицы Барборос Радвилайтес и Бернардину. Сегодня в нем размещаются офисы (в частности, зубной кабинет) и склады.

Здание, в котором размещалась вильнюсская фабрика WACLAW BIERNACKI. Фото Юлии Лашкевич

Согласно исследованиям Мартина Згилинского, фабрика Waclaw Biernacki изготовила более 500 органов в Польше и за ее пределами. В это число входят и 15 соборов в Вильнюсе, где были установлены новые инструменты или проводились реставрационные работы. Так, фабрика вела работы в кафедральном соборе, храме св. Георгия, церкви св. Николая, костеле св. Казимира, а также в костеле Пресвятой Троицы, расположенном у Врат утренней зари Аушра со знаменитой Остробрамской иконой Божией Матери, а также в других храмах.

Именно на этой фабрике в период между двумя мировыми войнами и были произведены 26 органов, установленных сегодня в Беларуси.

Стефан Трущинский – наследник фабрики Доминика Бернацкого

После смерти Доминика Бернацкого в 1928 году его фабрика во Влоцлавеке стала чахнуть. В 1934 году ее приобрел зять хозяина Стефан Трущинский и продолжал строить органы под маркой Truszczyński вплоть до самой смерти в 1966 году.

Любопытно, что после Второй мировой войны, в 1946 году, часть персонала перешла в возобновивший свою работу варшавский филиал фабрики Waclaw Biernacki, таким образом, устроившись на работу к брату работодателя, некогда продавшего свой бизнес вместе с работниками.

Тем временем под маркой Truszczyński Стефан Трущинский, а затем его сын Владимир занимались строительством органов сперва во Влоцлавеке, а затем в Варшаве. Всего фабрика Трущинского (а в сущности – фабрика Доминика Бернацкого под новой вывеской) построила более 200 органов в Польше и некоторое число органов в Германии.

На войне гибли не только люди

Продав фабрику во Влоцлавеке Стефану Трущинскому, Вацлав II Бернацкий переехал в Вильнюс, вступил в партнерство с Вацлавом I (старшим), и они вместе управляли вильнюсской фабрикой Waclaw Biernacki в 1934-1939 годах.

Вторая мировая война губительно сказалась на судьбе предприятия. В сентябре 1939 г. западная часть Беларуси была присоединена к СССР, и установка новых органов на этой территории прекратилась. Так фабрика Бернацкого навсегда потеряла для себя белорусский рынок.

Был оккупирован советскими войсками и Вильнюс. Новой власти не нужны были ни соборы, ни органы. Напротив, множество храмов на территории Беларуси, Литвы и в целом на территории СССР были закрыты или превращены в склады вплоть до конца 80-х годов, а заводы и фабрики национализированы. Ранее установленные органы не использовались и без консервации медленно приходили в негодность. Поэтому, хотя здание вильнюсской фабрики уцелело, о возобновлении ее деятельности после войны не могло быть и речи.

Военные действия прервали деятельность и польской фабрики. В 1944 г. инфраструктура варшавской фабрики Waclaw Biernacki была полностью разрушена.

По окончании Второй мировой войны Вацлав II Бернацкий попробовал восстановить варшавскую фабрику, доверив дело Йозефу Пацевичу. Тем временем Вацлав Бернацкий-старший создал собственную фабрику в Кракове. Хотя каждый пошел своим собственным путем, сотрудничество между Краковом и Варшавой было очень тесным.

В 1954 году Вацлав Бернацкий умер, и его дела с 1955 года стал вести 30-летний Владимир Трущинский, сын оставшегося во Влоцлавеке Стефана Трущинского, зятя Доминика Бернацкого. В 1959 г. Владимир получил диплом органного мастера, а 1965 году приобрел фабрику по строительству органов у наследников Вацлава Бернацкого и с этого момента строил органы от своего имени.

Вацлав II Бернацкий оставил профессиональную деятельность только в 1959 г. Однако уже в 1960 г. деятельность варшавской фабрики возобновил Доминик II Бернацкий. После его смерти в 1970 г. компанию унаследовала сестра Доминика II Александра Бернацка-Грандис. Фабрики семейства Бернацких окончательно прекратили свою работу в 90-х годах прошлого века.

Звучание инструментов династии Бернацких

Согласно исследованию святого отца Вальдемара Капеча, до 1939 г. и даже позднее фабрика Бернацких строила органы романтического типа с особенностями, характерными только для органов династии Бернацких. Некоторые специалисты того времени утверждали, что для этих инструментов характерно слуховое ощущение, возникающее при игре на чешских органах: тяжелый, размытый звук принципалов и маловыразительные голоса струнных регистров.

Недоброжелатели также обвиняли фабрику в использовании флейтовых труб с одинаковыми мензурами (соотношением длины к высоте), а также в игнорировании характера секции принципалов («хрипловатых флейт», типичного органного звука) и несоответствии органов размеру помещений. Некоторые специалисты иронизировали и по поводу того, что тембры различных регистров одного семейства (например, Principal и Praestant) одинаково окрашены, различаясь лишь мощностью звука.

Трудно без критики относиться к подобным наблюдениям, так как звук органов Бернацких отвечал эстетическим требованиям, принятым в Польше, и вполне соответствовал новой (после барочного органа) функции симфонического органа как «оркестра с клавишами». Неслучайно органы семьи Бернацких пользовались популярностью во всей Польше.

Технический прогресс, безусловно, не обошел фабрику. На протяжении более двух тысячелетий (первый в мире орган был построен в III веке до нашей эры греческим механиком Ктесибием из Александрии) органы имели механическую трактуру, то есть все усилия передавались трубам исключительно при помощи мускульной силы музыканта, которому во время игры приходилось прикладывать немалую физическую силу. Механическую трактуру поначалу имели и органы Бернацких. Однако примерно начиная с 1904 г. Бернацкие отказались от механической трактуры в пользу пневматической, и воздух в трубы стал поступать из кожаных мехов, которые специальный человек-качальщик накачивал вручную по ходу исполнения.

А в 1955 г. фабрика перешла на более современную электропневматическую трактуру, не требующую мускульных усилий. Увы, в конструкции польским мастерам того времени приходилось использовать обыкновенные телефонные реле, предназначенные для установки на автоматические телефонные станции! Не стоит этому удивляться, поскольку в условиях катастрофически разрушенной послевоенной Польши найти нужные комплектующие было невозможно.

Орган фарного костела в Гродно

Гродненский фарный костел иезуитов святого Франциска Ксаверия – памятник архитектуры эпохи барокко, построенный в 1622 году. Ныне установленный в нем орган был перенесен из взорванного в 1961 году Гарнизонного костела. Сегодня это самый крупный инструмент фабрики Waclaw Biernacki, установленный в Беларуси.

Орган был построен в период, когда православный Софийский собор, построенный в 1898 году на месте Фары Витовта, после установления польской власти в Гродно был переделан в Гарнизонный костел и с 1919 года использовался для отправления католического обряда.

Концертный зал «Верхний город» – органный зал без органа

К сожалению, органные концерты в Беларуси часто проводятся в не слишком приспособленных помещениях. Виной тому не только пористый звукопоглощающий материал стен, ковровых покрытий и мягких кресел. Главной проблемой является отсутствие эффекта эха, необходимого для полнозвучия органа, из-за несоответствующей формы зала. В таком зале орган, по меткому выражению известного белорусского органиста, исследователя-музыковеда, составителя уникального каталога белорусских органов Владимира Невдаха, «звучит, как большой баян».

Идеальный органный зал имеет форму костела. Звук многократно отражается от стен, пола и потолка, прежде чем достичь уха слушателя. Эхо от звуков органа или хора в соборе с хорошей акустикой длится до 5-7 секунд.

В Минске подходящим для органных концертов является концертный зал «Верхний город» на площади Свободы. В проекте зала был заложен орган. В смету инструмент тоже попал, однако в ходе строительства из-за очередной девальвации на него не хватило денег.

Сегодня в этом зале регулярно проводятся концерты камерной музыки, а музыканты завешивают часть зала шторами и обставляют по сторонам специальными гасящими эхо щитами, чтобы уменьшить эхо. Есть надежда, что когда-нибудь в «Верхнем городе» будет установлен орган и появится единственный в стране концертный зал органной музыки.

Вклад фабрики Вацлава Бернацкого в органную культуру Беларуси

Семейная династия польских органостроителей Бернацких начала свой отсчет с середины XIX века, когда Хуго Эрнест Бернацкий открыл фабрику в Польше, и окончательно прекратила деятельность в 90-х годах XX века, проработав на протяжении примерно 150 лет.

Органный мастер Вацлав Бернацкий (1878-1954) создал органную фабрику в центре Вильнюса. Эта фабрика, на которой строили органы для Беларуси, действовала с 1908 по 1939 год и находилась по адресу: ул. Шилтадаржё (Šiltadaržio), дом 3. До 1919 года фабрику возглавлял сам Вацлав Бернацкий. После Первой мировой войны ей управлял его племянник Роман Трущинский, а в 1934–1939 годах Вацлав Бернацкий и другой его племянник – Вацлав II – вместе.

За годы работы фабрика построила или капитально реконструировала на территории нынешней Беларуси 26 органов из нынешних 90, что сделало марку Waclaw Biernacki самой популярной среди органов Беларуси. Часть этих инструментов сегодня эксплуатируется, другая часть находится в неработоспособном состоянии и нуждается в реставрации, как, например, этот, со вздувшейся клавиатурой:

Внешний вид клавиатуры одного из неработающих органов Беларуси. Фото Александра Бурделева

И это далеко не худший экземпляр. Вот детективная история. В середине ХХ века внутри органа поселка Старые Василишки на Гродненщине воры пытались отыскать… золото. Эти люди не знали, что органные трубы делаются из олова, свинца, цинка, дерева, но не из драгоценных металлов. Не найдя золото и не на шутку разозлившись, они в буквальном смысле избили орган, как будто это человек!

«Побои» оказались такой силы, что почти не осталось неизмятых труб. Изувеченный инструмент простоял более полувека, прежде чем его начали реставрировать. А ведь органистом там служил отец знаменитого польского певца Чеслава Немена, да и сам юный талант пел в церковном хоре под звуки органа… Однако это уже другая история.

Автор будет благодарен читателям за любые фотографии органостроителей Бернацких и их фабрик, а также за критику, замечания и дополнения, которыми читатели могут поделиться в комментариях к статье или письмах в редакцию. Автор благодарит математика, энтузиаста по восстановлению белорусских органов Александра Бурделева, вдохновившего его на это историческое исследование, а также исследователей-музыковедов Ольгу Дадиомову и Елену Гороховик, музыковеда и органиста Владимира Невдаха, сделавших ряд ценных замечаний. Впрочем, все неточности остаются на совести автора.

http://news.tut.by

www.principal.su

 

Comments are closed.