- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Высокая музыка
Послесловие к концертам Арифа Мирзоева
РЕЦЕНЗИЯ
Прошедшие с большим успехом авторские концерты Арифа Мирзоева, посвященные 70-летнему юбилею музыканта, стали заметным событием в музыкальной жизни столицы. Залогом этой несомненной творческой удачи композитора явились как его яркая и самобытная музыка, так и столь яркое и самобытное исполнение. Абсолютная монолитность этих двух начал, конечно же предопределила это своего рода творческое достижение художника и всех исполнителей, но в то же время предоставила слушателю ощущение гармонии и сопричастности с чем-то высоким и значительным. Речь идет о двух, принципиально отличных друг от друга концертах и отрадно, что каждый из них оказался не только удачным, но и достойно представившим творчество композитора.
Первый концерт, состоявшийся 10 октября с.г. проходил в большом зале Бакинской музыкальной академии Узеира Гаджибейли, уютная атмосфера которого неизменно располагает к восприятию музыки. Концерт начался с поздравления в адрес юбиляра, с которым выступила секретарь Союза композиторов Азербайджана, заслуженный деятель искусств Земфира Керимова. Программу концерта составили три сочинения, относящиеся к разным этапам творчества А.Мирзоева и соответственно четко иллюстрирующими его стилевые искания.
Два из представленных в концерте произведения, а именно «Нью-Йоркские пассионы» и «Yanvar mərsiyələri», относятся к образцам так называемой мемориальной музыки, где доминирует скорбное, сдержанно-лирическое начало. В свази с этим можно было представить себе несколько одноплановое течение концерта, но к счастью этого не произошло. Более того он оказался драматургически точно выверенным и великолепно исполненным.
Говоря об этом концерте, прежде всего следует отметить всех его многочисленных участников — Государственный симфонический оркестр и дирижера, заслуженного деятеля искусств Фахреддина Керимова, Государственную хоровую капеллу и ее художественного руководителя и главного дирижера, заслуженного деятеля искусств Гюльбаджи Иманову, а также двух солистов — заслуженного артистов Теюба Асланова (ханенде) и Исмаила Гамидова (кяманча).
Концерт прошел буквально на одном дыхании. Исполнение каждого отдельного сочинения, как и всей программы в целом, было безупречным. Дирижер Ф.Керимов блестяще провел весь концерт, показав не только отличную работу и полное взаимодействие с большим исполнительским составом, но и тонкое ощущение стиля исполняемой музыки. Складывалось такое впечатление, что он давно знаком с музыкой А.Мирзоева. На самом же деле программа была подготовлена в самые сжатые сроки, что только делает работу дирижера и подвластных ему творческих коллективов еще более весомой, а потому и особо впечатляющей.
Уместным могут быть слова самого композитора в связи с исполнением его музыки: «В процессе совместной и интенсивной работы над сочинениями с очень ярким музыкантом — дирижером Фахреддином Керимовом и Государственным симфоническим оркестром Азербайджана я получил огромное творческое наслаждение.
Наше знакомство состоялось еще летом 1996 года в Стамбуле, где в течение долгого времени он успешно работал. Начиная с 1996 года, я очень внимательно следил за творческим ростом и развитием этого нестандартно работающего с оркестром музыканта. Должен сказать, что маэстро Керимов — высоко образованный музыкант, получивший диплом оперного и симфонического дирижера из рук В.Гергиева и И.Мусина еще в советском Ленинграде.
Ленинградская дирижерская школа — это эталон мирового дирижерского искусства. Среди учеников прославленного профессора И.Мусина такие великие дирижеры как Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Марис Янсонс, которые работают и гастролируют по всему миру.
Дирижерское искусство внешне очень зрелищно: оно привлекает как музыкантов оркестра, так и публику. С этой точки зрения Ф.Керимов добился блестящих успехов. Он много гастролирует, активно участвует в культурно-концертных программах Фонда Гейдара Алиева и успехи его очевидны.
Я сердечно благодарен маэстро Керимову за блистательное проведение моего авторского концерта. Я также выражаю глубокую благодарность коллективам Государственного симфонического оркестра и Государственной хоровой капеллы. Я глубоко признателен художественному руководителю и главному дирижеру капеллы Гюльбаджи Имановой. Я благодарю всех перечисленных лиц и творческие коллективы за их содействие и непосредственное участие во всех трех репетициях и в концерте, и, конечно же, за их аплодисменты. Такое бывает редко!»
Что касается непосредственно концерта, то хочется подчеркнуть, что его начало и конец, то есть исполнение «Нью-Йоркских пассионов» и «Yanvar mərsiyələri» во многом совпало. Близкие по духу эти сочинения связаны с общей темой, которой являются чувства скорби и печали. «Нью-Йоркские пассионы» (2001) — произведение тонкое, сугубо камерное, где огромна роль струнных, прозрачного в целом оркестрового письма. В основе произведения лежит пленительная в своей выразительности лирическая тема, которая трогает своей сдержанностью и одновременно непреклонностью восходящего мелодического движения.
Вторым номером программы явилась Третья струнная симфония памяти отца (2008), внесшая в концерт явный контраст. Образно-эмоциональный строй этого сочинения, как и его циклическое решение, во многом отличны от других сочинений и в этом смысле симфония выполняет некую роль интермеццо, вносящего в драматургию концерта весьма заметный контраст.
Симфония представляет собой своеобразный трехчастный цикл, в котором обнаруживают себя неоклассический дух (сонатное allegro I части), стремительное виртуозное движение (токката во II части), мугамные интонации в теме «Молитвы» (финал) и своеобразная арка с использованием трансформированной темы I части.
В завершении концерта прозвучала отмеченная монументальностью и невероятной силой эмоционального воздействия «Yanvar mərsiyələri», написанная для двух солистов хора и оркестра (1990). Произведение, созданное под впечатлением трагических событий 20 Января 1990 года, является одним из самых значительных достижений А.Мирзоева. Здесь совпали гражданственная и художническая позиции автора. Музыка сочинения пронизана ощущением вселенского горя и глубокой скорби. Слушая ее, невольно представляешь себе Баку в день похорон шехидов. Музыка словно воспроизводит картину грандиозного, траурного шествия, постепенно разрастающегося в своей масштабности и мощи звучания.
«Yanvar mərsiyələri» оказались ярким завершением, концерта, отмеченным горячими аплодисментами аудитории.
Второй концерт проходил в зале органной и камерной музыки в Кирхе 14 октября, и был целиком посвящен органному творчеству А.Мирзоева. Стоит подчеркнуть, что и этот концерт, составленный из самых разных по содержащего и форме сочинений, оказался на редкость разнообразным и интересным для слушательской аудитории.
В рецензируемом концерте в основном была представлена сольная органная музыка композитора, не только любящего орган как исполнитель, но и охотно пишущего для него. Своего рода исключением в концерте явился мотет «Ave Maria», прозвучавший в исполнении талантливой певицы Фариды Мамедовой и органистки Расимы Бабаевой. Она же исполнила «Хорал и классическую фугу» композитора, которыми и открывался концерт.
Героем концертной программы явилась московская органистка, лауреат Всесоюзного конкурса органных исполнителей в Калининграде Мария Тщеславская. Ее выступление оказалось весьма впечатляющим, ибо наряду с небольшими одночастными композициями как «Сарабанда принцессе Диане» или «Колыбельная детям Ходжалы» прозвучали отмеченные своей масштабностью и величественностью такие образцы органной музыки композитора как четырехголосная фуга и «Органная симфония памяти И.С.Баха».
В выступлении М.Тщеславской в равной степени предстали все достоинства органа как инструмента, способного даже заменить оркестр, а именно великолепие и разнообразие тембров, мощь, величественность и объемность звучания, огромный диапазон и столь же богатые технические возможности инструмента… Безусловно, А.Мирзоев как исполнитель прекрасно чувствует орган и это владение инструментом естественно проявляется в музыке, адресованной ему.
В этом смысле особо запоминающимися оказались два последних номера концерта. Впервые в Баку была исполнена четырехголосная фуга (op.57,2011), заказанная А.Мирзоеву немецким музыкальном издательством к фантазии g-moll И.С.Баха. Следует признать, что этот неожиданный творческий опыт не просто удался, а оказался на редкость интересным и убедительным. Большая и развернутая фуга произвела на слушателей яркое впечатление, где в равной степени раскрылись грани А.Мирзоева как композитора-полифониста и М.Тщеславской как исполнителя полифонии.
В завершении концерта прозвучала «Органная симфония Памяти И.С.Баха», занимающая в творчестве композитора особое место. Именно с этого произведения ставшим для А.Мирзоева поистине знаковым, начинается его широкое признание. В этом большом пятичастном цикле, идущем буквально на одном дыхании, нашли свое воплощение черты и принципы, характеризующие стиль композитора, его видение синтеза традиций национальных и европейских музыкальных традиций…
«Органная симфония» стала не просто примечательным завершением концерта, а прозвучала как торжество музыки и это было прекрасно!
Ульвия ИМАНОВА,
музыковед
http://www.kaspiy.az
www.principal.su
Связанные посты:
- Старинная музыка весенним вечером В четверг, 14 марта, концертный цикл «Оперные сезоны в Капелле»,...
- Инструментальная музыка эпохи Ренессанса. Музыка дла органа Между ранними сведениями о появлении и применении пневматического органа в...
- Виктория Дербан (Санкт-Петербург). Звёздная россыпь 22 июля в 19:00 в Органном зале в рамках фестиваля...
- Испанская музыка XVII–XIX веков 13 ФЕВРАЛЯ ЧЕТВЕРГ МАЛЫЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ 1900 НАЧАЛО КОНЦЕРТА Абонемент № 12...
- Более 10 тысяч человек посетят концерты Международного фестиваля «Музыка веры» в РТ На такое количество людей рассчитывают организаторы фестиваля духовной музыки....
Календарь публикаций
Апрель 2024 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012