Екатерина Чемезова специально для

www.filarmonia.e-burg.ru

 

В воскресенье 24 октября в Екатеринбург вернулся органист Свердловской филармонии Тарас Багинец. Почти две недели музыкант концертировал по России и Украине.
Пермь — Черкассы — Сумы — Харьков — Донецк — Москва. Разные страны, разные города, непохожие друг на друга органы, и объединяющая всех слушателей любовь к органной музыке.

Наш разговор с Тарасом мы решили начать с главного — с инструментов.

 

— Расскажите об органах, на которых довелось поиграть в этой поездке?

 

— В этот раз органы были настолько разные, что я даже не припомню такого разнообразия в ходе одной поездки. Различия стилистические, различия игровые.

 

Пермский орган «Glatter-Goetz», выступлением на котором я начал этот свой тур — новодел. Ему всего семь лет. Орган в целом довольно неплохой, в добротно созданной акустической среде, но, к сожалению, с явно непродуманной звуковой композицией. Играть миниатюры и негромкие сочинения — одно удовольствие. Но при попытках исполнить крупные полотна (особенно, романтические или современные) на этом не маленьком инструменте встречаются непреодолимые звуковые проблемы. В инструменте практически отсутствуют ресурсы для наращивания звука выше меццо-форте и слабого форте. Какие-нибудь крупные сочинения Регера, Видора, Листа на этом органе будут звучать крайне сомнительно. Хотя на других, более разумно сделанных инструментах, даже меньшего размера, можно играть сочинения всех вышеназванных композиторов.
В моей программе такие проблемные произведения отсутствовали, потому концерт прошел очень хорошо. Традиционно внимательной была пермская аудитория.
Следующий концерт — Черкассы.

Сердце Украины, край украинской казацкой славы, родина Тараса Шевченко. Мне особенно дорог этот город, т.к. недалеко от него жили и живут многие мои родственники.
Орган здесь удивительный, у него очень причудливая и трудная судьба. Построен он был легендарной немецкой фирмой E.F.Walcker в 1926 году, и являл собой замечательный образец популярного в то время кино-органа. Его прямое предназначение — озвучивание немых кинофильмов. В его звуковых возможностях были имитации железной дороги, паровоза, колокольчиков, звонков, морских волн, грома. Первоначально он был установлен в Одесской опере. Он претерпел и войну, и переезды, и прорыв талых вод с крыши музыкального училища, в котором он сейчас установлен. Сегодня от всего этого остался лишь игровой стол и трубы 18 традиционных концертных регистров. Звучание и техническое состояние инструмента, конечно, очень далеко от необходимого для больших концертов. Но тем удивительнее было увидеть переполненный зал, слушатели внимали каждому звуку. Я не сомневаюсь, что все черкасские любители музыки будут очень благодарны тому меценату, который взял бы на себя реконструкцию этого прекрасного и очень ценного для украинской музыкальной культуры инструмента.
В другом украинском городе, в Сумах мне довелось открывать 15-й Bach-Fest.

Я уже неоднократно участвовал в этом фестивале, было очень приятно встретиться со знающими меня слушателями.
Особенно интересно было услышать знакомый орган «Ригер-Клосс» в новом месте — в зале филармонии. Ведь совсем недавно инструмент перенесли из Троицкого собора (собор передали Православной Церкви). Сразу скажу, что звучание органа в филармонии очень сильно отличается от того, которое инструмент имел в соборе. Это просто совсем другой инструмент. Я бы сказал, что в соборе он звучал как церковный, а в зале филармонии обрел типичное концертное звучание.

 

— Перенос органа может быть удачным? В Сети ходят разные мнения по этому поводу. Особенно часто в этой связи вспоминают громкую историю в Челябинске, где орган переносить только собираются.

 

— Мне трудно сказать, был ли сумской перенос органа удачным. Ведь главное, первоначальное звуковое лицо органа, не сохранили. Оно теперь иное.
Другой вопрос, было ли то прежнее звучание такой уж непреходящей ценностью? Я так не считаю. Поэтому, в этом конкретном случае решение властей перенести орган в совершенно иное по архитектуре и акустическим свойствам помещение было оправданным.

В Челябинске же принципиально иная ситуация.

Звучание тамошнего органа является исключительно ценным. Это произведение искусства. Потому там несколько иная задача — подобрать и подготовить новое помещение, максимально приблизив его к тем акустическим условиям, для которых этот орган был создан. В Челябинске потеря первоначального звукового облика органа принципиально неприемлема и, надеюсь, власти сделают все, чтобы эту восхитительную красоту не потерять. Очень важно, чтобы эту ценность звука челябинского органа понимали все участники проекта по переносу органа, кто бы в этом проекте ни работал.

Надеюсь, в Челябинске удастся избежать ошибок, невольно допущенных в Сумах.
Сумской орган переносили фактически без сопровождения и контроля, предоставив фактический карт-бланш чешской фирме «Ригер-Клосс». Увы, это и дало свои негативные результаты. Фирма не озаботилась ни грамотной переинтонировкой инструмента под новые акустические условия, ни модернизацией игрового стола (то, что от них в свое время потребовали в Омске и получили гораздо лучший результат), даже регистровую память не поставили, что в нынешнее время просто обязаны были сделать. В общем, это уже фрагменты типичной чешской ригерклоссовской халтуры, из-за которой в той же России с ними никто не хочет иметь никаких дел.

 

— Ну вот видите, сколько недостатков Вы перечислили. А вообще, нужно ли переносить органы? Может быть есть какой-то иной выход из положения? Зачем вообще органным залам уезжать со своих прежних мест? Не проще ли выстроить взамен новые церкви?

 

— Если орган стоит в православном храме, то его следует оттуда перенести, а храм вернуть православным. Это моё глубокое внутреннее убеждение. Православные храмы изначально создавались для служб, а не для концертов. И если когда-то была допущена преступная историческая и политическая ошибка и храмы были отняты, разграблены и поруганы, то в наших силах сейчас постараться исправить ситуацию. Все равно для верующих бывшие церкви останутся сакральными местами и на них не перестанут претендовать.

Каким бы ценным ни был орган, но если он становится чужим в чужом здании — его следует перенести. Необходимо просить помощи у местных властей, у государства и строить новый зал, чтобы его никто и никогда не мог отобрать.

Ну и наконец, каждому человеку необходимо воспитать в себе чувство невозможности пользования украденными вещами, деньгами, зданиями. Ведь это морально разлагает народ. Ворованное, как любая легкая нажива, настоящего счастья не приносит.

 

— В Сумах это удалось. Как сами сумские слушатели оценивают итоги переноса органа? Им нравится новое звучание инструмента?

 

Думаю, если орган перенесли бы неудачно, то публика постепенно ушла из зала и перестала ходить на концерты. В Сумах очень добрая, но очень чуткая публика. Конечно, слушатели еще присматриваются к новому звуковому облику органа, еще не утихли бури дискуссий на тему переноса. Но главное я увидел со сцены — наполненный любителями органа зал. И важное услышал со сцены — пристойно звучащий орган.

Долгие годы любовь к ежегодным баховскому и джазовому фестивалям в Сумах
взращивает Орест Коваль. Это необыкновенный человек, очень много делающий для органного искусства Украины. Пусть эти фестивали в международном масштабе и не такие большие, но для Украины это довольно значительные события — каждый раз Оресту Ковалю удается собирать довольно интересные исполнительские составы. К примеру, через 4 дня после моего концерта там выступала органистка Рижского Дома Евгения Лисицына, далее выступают различные коллективы и солисты, как из Украины, так и из Европы.

Я думаю, звучание органа в новом месте отвечает требованиям слушателей.

 

— Продолжилась украинская часть тура в родном для Вас Харькове, где Вы работали органистом многие годы…
Да, 21 октября я выступил в Харькове, где концерт прошел просто замечательно, даже несмотря на низкую посещаемость. Пришли самые верные мои слушатели, которые ходят почти на все мои концерты в родном городе. А также было традиционно много молодых ребят и девушек, многие, наверное, были в Органном зале впервые. Это не удивительно. Харьков — студенческий город.

 

— Как Вы считаете, почему именно в родном городе Ваш концерт прошел в полупустом зале?

 

— Есть причины и аншлагам в других городах и его отсутствию в Харькове. Причины объективные и субъективные.
Например, аншлаг в Черкассах — небольшой зал музыкального училища и почти 2 года отсутствия органных концертов. Люди заждались органной музыки. Причина аншлага на следующем концерте в Сумах тоже, полагаю, не только в моей персоне — я открывал юбилейный 15-й Баховский фестиваль, который очень любят в этом городе. Аншлаги в Перми и Донецке давно вообще никого не удивляют — в этих городах работают очень хорошие филармонии, в Донецке вообще явный всплеск интереса к органу после завершившейся 2 года назад реставрации органа.

 

— … которая проходила с Вашим экспертным участием.

 

— Да. Я определил основную идею предстоящей реконструкции, а немецкие органные специалисты сделали всё возможное для восстановления звучания органа и для внедрения современных, совершенных систем управления инструментом.
До реставрации на этом органе едва удавалось играть несложное барокко. О романтике и думать было сложно — в таком техническом состоянии тогда был орган. Сейчас на этом инструменте можно играть практически любую музыку.

 

— Что же помешало собрать полный зал в Харькове? Ваш концерт посетили всего 112 человек.

 

— В Харькове был обычный рядовой концерт. В этом городе работает Органный зал, в котором каждый месяц проводятся 20-25 концертов с участием органа. На мой взгляд, это чрезвычайно много. Особенно если учесть, что местный органист исполняет по 15 концертов в месяц (сольные, с разными солистами, хором). Как можно качественно подготовиться к 15 выступлениям в месяц с разными программами — я не знаю. Я до такого искусства еще не дорос. Кроме того, наверное, сказывается и то, что Органный зал доживает в Успенском соборе последние месяцы перед открытием нового Органного зала. Многие уже ждут открытия нового зала и нового органа, потому посещаемость всех органных концертов в харьковском зале сейчас, увы, снизилась.

 

— Говоря о Харькове, невозможно не затронуть вопрос со строительством нового Органного зала. Новый орган уже готов, а зал еще не достроили. Как движется строительство? Когда ждать открытия нового концертного зала?

 

— Ситуация, что и говорить, драматическая. Орган мог уже сегодня быть в Харькове. Но везти его пока некуда. Финансирование строительства было приостановлено, теперь до конца года выделили каких-то 4 миллиона гривень, при том, что для окончания необходимы 28 миллионов. Прискорбно.
Прочел в Харькове интервью нового губернатора М.М.Добкина после посещения филармонической стройки. Он сказал, что открытие нового Органного зала до лета 2012 года (сроков проведения еврочемпионата по футболу) маловероятно. Если губернатор так действительно сказал, то это очень плохо. До этого срока ожидающий готовности помещения орган может серьезно пострадать. Многие детали органа не приспособлены к длительному хранению в разобранном виде.
Сейчас в Харькове все заняты выборами, назначенными на 31 октября, потому органный вопрос отошел на второй план. Может быть, что-то изменится после выборов?

 

— После Харькова Ваш концертный тур закончился в Донецке и Москве. Что особенно запомнилось?

 

Донецк это особенный город в моей творческой жизни. Уже около 15 лет я каждый год играю там и вижу, какой небывалый подъем получила органная музыка в этом городе после реконструкции органа «E.F.Walcker», проведенной в 2008 году. Новая жизнь, которую вдохнули в 170-летний орган немецкие специалисты — это множество новых разнообразных программ, прекрасные мастера органисты со всего мира, широчайшие звуковые возможности инструмента. И как следствие, очень высокий интерес слушателей. Практически все эти 2 года после реставрации каждый органный концерт проходит с аншлагом!

Что касается Москвы, то я впервые играл в Евангелическо-лютеранском храме свв. Петра и Павла и для меня настоящим откровением стало знакомство с органом «W.Sauer» конца 19 века. Это чудесный орган с очень певучим и красивым звуком. Пневматическая трактура, очень характерная для инструментов той эпохи, позволяет исполнителям достоверно исполнять позднеромантическую немецкую музыку. Например, две хоральные прелюдии Брамса, которые я исполнял в концерте, звучали как нигде на современных органах. Но и барочная музыка (Бах и Свеелинк), несмотря на игровую пневматическую трактуру инструмента, усложняющую контакт исполнителя со звуком, на этом органе звучит превосходно. Во многом это заслуга тех мастеров, которые несколько лет назад отреставрировали этот инструмент, вернув его к полноценной церковной и концертной жизни. Особенно хочу отменить великолепную акустику храма, как нельзя лучше помогающую органу.

 

— Тарас, как можно одной-двумя фразами определить свои впечатления о прошедшем туре?

 

— Это было необычайно интересно и разнообразно! Шесть концертов — шесть непохожих друг на друга органов.

 

— Вы в очередной раз окунулись в гастрольную атмосферу концертного пространства России и Украины. Можно ли сравнить развитие органного искусства в России и Украине? Концерты, фестивали, мастерство органистов?

 

— Полагаю, сравнить можно, но для моих соотечественников это будет грустное сравнение. В России концертная работа, состояние залов, масштабы фестивальной деятельности находятся на гораздо более высоком уровне развития. В том числе и поэтому я уже 8 лет работаю в России.
Мастерство исполнителей? Только за последние годы в России появилась целая россыпь великолепных талантливых органистов, берущих призы на самых престижных международных конкурсах. Среди украинских органистов я до сих пор не встречал не то что призеров конкурсов, но и способных побороться за выход в финал. Хотя нет, одного встречал — Евгения Верещагина. Но он имеет отношение к Украине только паспортом, живя с семьей в Австрии. К украинскому же органному искусству, как и я — не имеет никакого отношения.
Строительство органов. В России органы строятся, практически каждый год появляются 1-2 новых инструмента. В Украине органного строительства нет уже 20 лет. Харьковский орган в новом Органном зале, дай Бог, тронет лед в этом направлении.
Единственное в чем можно сравнивать положение дел с органным искусством в России и Украине — отношение к органной музыке слушателей. По теплоте и любви к органу и органной музыки украинские слушатели ничуть не уступают российским. Не только я, но и многие мои зарубежные друзья после гастролей в России и Украине отмечают, что в наших странах лучшая, самая теплая в мире публика.

 

— Вы сделали аудиозапись московского концерта. Почему из всех концертов Вы записали только московский?

 

— Наверное, для этого были и наилучшие организационные условия (перед концертом поставил записывающее устройство на хоровой балкон и никому этим не помешал), и, наверное, мой наибольший интерес — новый для меня орган и новая акустика. По-моему, концерт получился любопытным, и я с удовольствием передаю аудиофайлы для размещения на своем персональном сайте в разделе «Записи с концертов». Жду отзывов слушателей на Форуме и в Гостевой книге.

www.baginets.ru

 

 

www.principal.su

 

 

 

Comments are closed.