В конце прошлого года руководство и попечительский совет Одесского национального театра оперы и балета распространили информацию о том, что начат сбор средств на восстановление театрального органа. Заявленная стоимость предстоящих работ составляет 50 тысяч евро, но профессионалы считают её завышенной в разы. ТАЙМЕР попытался разобраться в ситуации.

В Одесской опере всегда большим успехом пользовались органные концерты, да и в ряде постановок партитурой предусмотрено участие органа — величественного инструмента, о котором Виктор Гюго так прекрасно сказал однажды: «Люблю орган: он – гром и лира, ночь и блеск, Он – дрожь и бронза, он волны безмерной всплеск».

Но оставим лирику и удивимся тому факту, что после реставрации Одесской оперы традиции органной музыки в этом зале не возродились. Поклонникам органной музыки приходится отводить душу преимущественно в лютеранской кирхе и пресвитерианском храме. Официальная версия гласит, что орган в оперном выведен из строя. Доля правды в этом есть, осталось уточнить: кем выведен, зачем и с какой целью?

Напомним, что член политического совета партии «Удар» Виталия Кличко бывший председатель Одесской областной государственной администрации Иван Плачков на пресс-конференции подчеркивал, что «оперный театр — это храм культуры, гармонии, и когда в этом храме есть элемент, который не закончен, — это не храм. Там должно быть всё идеально и красиво. Поэтому мы объявили о начале сбора средств на реконструкцию органа». Сумма требуется немалая: полсотни тысяч евро.

Однако существует другое мнение: играть на органе в нашей опере можно уже сейчас, проведя необходимые работы силами отечественных мастеров — с куда меньшими затратами. Более того, господин Плачков лично слышал орган в зале оперного вскоре после реставрации — не далее, как 5 ноября 2010 года. Вместе с ним звучание инструмента могли оценить губернатор Матвийчук и министр культуры Кулиняк — между прочим, по профессии музыкант, его не обманешь!

А 25 июня 2011 года орган в оперном зазвучал в спектакле «Трубадур». Играла на нём Вероника Струк, концертмейстер Оперного театра, известная органистка, с успехом выступающая в престижных органных залах Европы. Запись спектакля сохранилась: орган звучал вполне пристойно. Вероника Струк обратилась к главному дирижёру театра Александру Самоилэ, и он приветствовал звучание органа. Более того, маэстро планировал использовать орган в концертном исполнении «Сельской чести».

Но затем начинают происходить странные вещи. Веронике Струк за игру на органе объявляют строгое предупреждение. А через четыре дня после рокового представления «Трубадура» было официально запрещено играть на органе и открывать органные ложи. Орган был обесточен, а это всё равно что перерезать вены человеку…

Впрочем, можно считать, что Вероника Струк ещё легко отделалась: бывший руководитель Одесского оперного Николай Криворучко из-за попыток восстановить орган и вовсе лишился места.

«С 15 июня по 5 ноября 2010 года я был исполняющим обязанности директора Одесского национального академического театра оперы и балета, — рассказывает Николай Криворучко. – Когда я принял театр, долг составлял 1 миллион 800 тысяч гривен, а на момент моего ухода театр имел уже прибыль около 2 миллионов гривен. С приходом нового директора ситуация резко изменилась. Госпожа Бабич потребовала моего увольнения и в качестве предлога решила использовать историю с органом, который молчал 17 лет и который по моей инициативе удалось восстановить на 80 процентов. Я ведь был против того, чтобы приглашать мастеров из Чехии, которым только за акт осмотра нужно заплатить 2 тысячи евро. За работу, плюс проживание и питание – ещё 45 тысяч евро. Моя позиция такова: есть львовяне, которые не хуже чехов умеют ремонтировать органы. Ни Бабич, ни Светлану Холденко, которая работала заместителем генерального директора театра по основной деятельности, это не устраивало».

Вскоре оказывается, что второй пульт управления органом, обычно находящийся за сценой (первый всегда в оркестровой яме), забит пылью и вдобавок залит водой (!), а в одной из органных лож оказались измяты около 125 органных труб – было похоже, будто по ним кто-то ходил ногами. Николай Криворучко называет подобное диверсией, направленной отнюдь не на созидание утопического храма искусства, а на личное обогащение от пожертвований на мнимые нужды по восстановлению органа.

А вот что указано в докладной записке на имя генерального директора от 29 июня 2011 года, автором которой является настройщик пианино и роялей Альфред Карлович Мазур: «Прошу Вас разобраться в абсурдной ситуации: орган может приносить прибыль театру, а вместо этого происходят закулисные разговоры о запрете его работы. В докладных записках на Ваше имя от 24 мая с. г. и от 7 июня с. г. я указывал, что орган театра из оркестровой ямы звучит и может участвовать в спектаклях… Прошу Вас прислушаться к мнению музыкантов о целесообразности работы органа».

Альфред Карлович в течение 30 лет читает в консерватории курс музыкальной акустики, один из разделов которого – «Устройство, настройка и работа органов». Одним из «подопечных» Альфреда Мазура является орган в Николаеве, где в костёле проходят концерты известных органистов. Мог бы окружить профессиональной заботой и орган Одесской оперы, но… на это есть чехи!

Можно, конечно, и этим путём пойти, только уже сейчас отреставрированный отечественными мастерами орган мог бы зарабатывать себе на полную замену регистров. И не нужно было бы театру объявлять сбор средств, стоять с протянутой рукой…

«Вот чем плох органный мастер Закиров, которого я привлекал к реставрации нашего органа? – с горечью восклицает Николай Криворучко. – Он три года учился в Германии, имеет необходимый опыт. За что меня третировали, оскорбляли лично и по телефону, пугали милицией, надевали на меня, пожилого заслуженного человека, наручники на глазах коллектива? Где опера-балет «Вий», на постановку которой я, руководя театром, уже затратил 800 тысяч гривен? Больно и обидно быть свидетелем многого, что происходит сейчас в Одесской опере, видеть премьеры, которые демонстрируют низкий уровень постановочной культуры. Не советую желающим как можно скорее услышать в опере орган так уж спешить расставаться с деньгами, делать пожертвования. Считаю, ситуации с органом должно дать оценку Министерство культуры и туризма Украины, которому напрямую подчиняется национальный театр».

Мария Гудыма

07.02.2012

 

Comments are closed.