Интервью с музыкантом, который привезет в Сургут несколько легендарных органов в одном

Фото: bashklip.ru
Фото: bashklip.ru

Органист — народный артист республики БашкортостанВладислав Муртазин уже успел покорить сургутскую публику. Каждый концерт исполнителя – это интереснейшее путешествие в мир органной музыки. Очередное увлекательное «странствие»состоится уже совсем скоро: 14 октября в 19:00 в фойе 2 этажа Сургутской филармонии музыкант сыграет концертную программу «Три столетия органной музыки». В преддверии приезда артист рассказал, почему музыка «Короля инструментов» до сих пор вызывает интерес у россиян, за счет чего даже самый маленький орган может тягаться с неимоверных размеров соборным и с какими инструментами он способен лучше всего сыграться. Также музыкант развеял (или же подтвердил?) некоторый миф относительно исполнения на органе.

– Электронный орган, который путешествует вместе с вами, вмещает в себя звучание нескольких реально существующих старинных органов. За последнее время появились ли в вашем инструменте новые звуки?

– Нет. В принципе, хватает тех 5-6 звучаний разных органов, которые я приобрел изначально несколько лет назад. Как правило, во время концерта использую один банк звуков того или иного органа.Но сургутян я решил удивить: в концертной программе будет звучать несколько органов.

– Слушатели ощутят переход от одного органа к другому?

– Вообще даже непосвященный зритель отличит звучание, допустим, органа Большого Кафедрального собора от органа, находящегося в маленькой церкви. У первого реверберация (отражение звука от поверхностей – прим.автора) длится целых 7 секунд, то есть звук после нажатия клавиши витает в воздухе 7 секунд. Но слушателям концерта не стоит беспокоиться, я сам буду его вести и максимально подготовлю слушателя к восприятию.

– Как будет построена программа, что зритель услышит несколько органов?

– В первом отделении у меня будет музыка И. С. Баха, соответственно, я буду играть на органе эпохи Баха. Что касается романтической музыки, то музыка французского композитора Л. Боэльмана прозвучит на французском органе, а композиции Ф. Листа на симфоническом органе, который находится в Англии.

– В одном из интервью вы говорили, что органная музыка востребована. Хотелось бы уточнить – в каких кругах она вызывает интерес?

– Органная музыка интересна даже тем, кто классическую на дух не переносит. Чаще всего на органные концерты идут из-за любопытства — посмотреть и послушать диковинный инструмент (особенно, когда он в каком-нибудь городе звучит впервые).Это даже становится модно.Орган оказывает очень сильное воздействие на человека в силу специфики своей звуковой природы.

– А правда, что звук в огромных органах извлекается с некоторым опозданием, и органист играет на инструменте практически вслепую?

– То что вы где-то это прочитали или услышали – правда. Но такое отставание звука зависит от многих особенностей: от трактуры органа (система рычагов, соединяющая клавиатуры органа с клапанами – прим.автора), от акустики помещения. К примеру, в соборах, где звук гуляет по 12 секунд, играть крайне сложно.

– Почему у нас в России так мало органов?

– В силу особенностей религии. В православных традициях органа нет – только акапельное хоровое пение.

– Но, несмотря на это в России органы все же есть. Для вас лично, какой орган самый авторитетный в стране?

– Трудно сказать, но хорошие залы с хорошими органами у нас в стране есть. Например, в Москве в католическом Кафедральном соборе на Малой Грузинской орган звучит очень мощно. К тому же там хорошая акустика в помещении, а ведь, как известно, орган без специальной акустики впечатление произвести не может. Во многих залах я еще не играл, но постепенно их осваиваю. Так, 22 октября впервые буду играть в капелле им. Глинки (Санкт-Петербург).

– Если брать масштабы мира, то для вас какой инструмент служит образцом хорошего органа?

– Я весь мир не объездил, был всего в нескольких странах. Но даже в какой-нибудь маленькой голландской или немецкой деревушке можно обнаружить старинный орган, который будет издавать превосходные звуки (хотя там всего-то несколько регистров). Такую находку органа можно сравнить с обнаружением затерянного кусочка рая в каких-нибудь горах.

– Благодаря чему или кому даже маленький орган может звучать восхитительно?

– Все зависит от помещения, в котором находится инструмент и, конечно же, от мастера. Во все времена были органные мастера, которые делали свою работу превосходно. В 19 веке во Франции это был А. Кавайе-Коль, во времена Баха и чуть позже – А. Шнитгер, Г.Зильберман.

Фото из архива Сургутской филармонии

– Помню ваш концерт в Сургутской филармонии, на котором вы выступали с музыкантом Мушегом Микаеляном (он играл на дудуке и кларнете). Сочетание органа и духовых получилось очень удачным. На ваш взгляд, с какими инструментами орган способен еще безупречно сыграться?

– Орган очень хорошо сочетается со всеми инструментами — у него очень мягкий звук. Он хорошо звучит и со скрипкой, и с духовыми, и даже с этническими инструментами.

– Любой пианист сможет стать органистом?

– Орган – это особая культура, это особые знания. Да, пианист может сесть и сыграть что-то руками, но у органа есть еще и педали, которые тоже нужно осваивать. На органе совсем другие «фишки», свои законы выразительности и принципы игры. В отличие скажем от фортепиано, нажатие на клавишу никак не влияет на громкость звука.

– Можно утверждать, что на органе играть сложнее, чем на фортепиано?

– Нет, это некорректно. Овладевание любым инструментом — это бесконечный процесс. И хорошо играть на органе также сложно, как хорошо играть на фортепиано.

Справка: Владислав Муртазин окончил Уфимский государственный институт искусств (класс фортепиано), а затем — ассистентуру-стажировку в Московской государственной консерватории. За десять лет учебы и работы в Европе музыкант стажировался у таких знаменитых европейских мастеров, как Л.Кремер, З.Сатмари, Ж.Гийу, А.Сакетти, М Радулеску, М.Дэшоссе. Владислав Муртазин – художественный руководитель международных фестивалей, ведет активную концертную деятельность в городах России и за рубежом (Эстония, Литва, Швейцария, Франция, Италия, Япония). В Швейцарии выпустил компакт-диск «Владислав Муртазин. Орган Женевского кафедрального собора».

Анна Рекке

http://www.siapress.ru

 

www.principal.su

 

Comments are closed.