img
Хранитель челябинского органа рассказал о концертах этой весны, неожиданных именитых гостях, а также о том, как орган противостоит трамвайным вибрациям и нашествиям моли.

С 19 по 26 марта в Челябинске состоится традиционный музыкальный фестиваль «Дни И.С.Баха на Южном Урале». Он посвящен дню рождения великого композитора и, как правило, собирает в органном зале «Родина» самых известных музыкантов России и мира. О музыкальных событиях этой весны мы говорили с народным артистом России, хранителем челябинского органа Владимиром Хомяковым.

— Владимир Викторович, много ли в России фестивалей, посвященных Баху?

— Еще лет 10-15 назад такие фестивали у нас были редкостью. А сейчас практически во всех городах России, где есть концертные залы, проводят «дни Баха», «недели Баха», фестивали, подобные челябинскому. В Екатеринбурге, к примеру, Bach-fest является основным органным фестивалем. А у нас помимо фестиваля «Дни И.С. Баха на Южном Урале» есть еще программа «Час органной музыки», где я играю только произведения Баха.

— Как родился фестиваль Баха в Челябинске?

— Сейчас будет уже шестой фестиваль. Все началось еще в старом органном зале на Алом поле. Фестиваль слушателям полюбился и стал постоянным. Приезжают к нам интересные органисты не только из России, но и зарубежные. 

В этот раз рекомендую обязательно сходить на концерт, которым откроется фестиваль 19 марта. Приедет органист из Нидерландов, из города Харлема, Йос ван дер Коой. Харлем известен всему музыкальному миру как органная мекка. 

Дело в том, что там существует знаменитая летняя академия органистов. Раз в два года в этот город приезжают органисты со всего мира. Каждый день там проводятся мастер-классы, концерты, прекрасная атмосфера… Я был там дважды. 

Сохранился удивительный снимок 1994 года — довольно приличная толпа на площади перед офисом академии, в которой нет ни одного не органиста! Фотограф сделал этот снимок, забравшись на крышу автобуса, чтобы в кадр попали все.

— Если посмотреть афишу филармонии, то этот март вообще пройдет под именем Иоганна Себастьяна Баха: 17 и 31 марта — традиционный «Час органной музыки», где вы играете только музыку Баха; а 19 марта откроется фестиваль. Что будете играть в день рождения композитора?

— 21 марта я буду играть «Органную мессу» Баха — так этот цикл называют органисты, а у Баха он называется «III часть клавирных упражнений». Месса состоит из мощной прелюдии, целого ряда хоральных обработок — они-то и позволяют назвать все это мессой, и заканчивается цикл большой фугой. 

Есть свидетельства о том, что когда Бах делал концерты для друзей, то он их выстраивал именно так: сначала играл прелюдию, потом ряд хоральных обработок и в конце — большую фугу. 

Те слушатели, которые знают музыку Баха, ценят этот цикл очень высоко.

— Кто еще приедет на этот фестиваль?

— 22 марта музыку Баха будет петь известный челябинцам контратенор Артем Крутько. 24 марта с произведениями Баха для скрипки соло выступит Карэн Шахгалдян (Ереван). А завершится фестиваль 26 марта концертом Челябинского камерного хора имени Михальченко и органиста из Словакии Станислава Шурина.  

— Что можно сказать о сегодняшнем слушателе органных концертов, много ли новых лиц в зале?

— Новые люди появляются постоянно. На концертах из цикла «Час органной музыки», идея проведения которых родилась в 1995 году, я часто задаю вопрос: кто впервые пришел на подобный концерт? Поднятых рук — ползала. И так на каждом концерте.

— «Час органной музыки» — удачная идея. Это же настоящие уроки органной музыки?

— Да, это популяризаторская программа. Концерты проходят по воскресеньям, в дневное время. Каждый концерт длится час, а потом я отвечаю на вопросы и у слушателей есть возможность подойти к органу, чуть ли не потрогать его, что, кстати, многие и делают, стоит только отвернуться. (Смеется. — Авт.). Когда мы беседуем со слушателями, то многие говорят, что впервые услышали орган именно на таком концерте. И, конечно же, эти концерты способствуют тому, что постепенно складывается круг любителей органной музыки.

— Скажите, а в социальных сетях есть группы органистов и любителей органной музыки?

— Я есть почти везде – в «Фейсбуке», во «ВКонтакте», в «Одноклассниках», больше пользуюсь «Фейсбуком». Если посмотрите список моих страниц, то там достаточно много международных групп, связанных с органом. И они между собой обсуждают все на свете. Кстати, более активны церковные органисты — это же массовая профессия на Западе, концертные чуть в сторонке стоят. И группы любителей органной музыки есть. Кто на меня подписан, частенько задают вопросы, касающиеся органа, музыки, гастролеров. Я отвечаю. И для нашего зала есть важная группа во «ВКонтакте» «Челябинский Органный зал 2.0», которая девять лет назад сложилась в защиту органного зала. Эта группа довольно активна, они рекламируют наши концерты, разбираются в музыке, знают исполнителей.  

— Кстати, поклонники органной музыки, которые часто бывают на концертах, жалуются на трамваи — их слышно в зале, особенно зимой. Это так?

— Сам орган стоит на антивибрационной подушке, потому что учитывался факт, что рядом трамвайная линия. 

Когда внутри органа забираешься наверх, то чувствуешь, что он ходит под тобой чуть-чуть. Поэтому вибрация от трамваев органу не страшна. А в зале, конечно, слушатели это ощущают. 

Надеюсь, что со временем пешеходную Кировку продолжат и трамваи уберут. Или хотя бы выроют траншею и засыплют ее песком, чтобы гасить вибрацию. Эта проблема, которую желательно решить.

— У органа есть срок жизни?

— В Европе можно найти оригинальные инструменты 18 века, 17-го и даже 16-го. Это не проблема в тех странах, где не было революций или, к примеру, кальвинистов, которые ломали органы. Великий органист Жан Гийю писал в своей книге, что во время Французской революции погибло больше органов, чем за все войны, которые были во Франции. То же самое произошло и у нас. А в годы Первой мировой войны кайзер Германии, например, издал указ: снять трубы со всех органов и переплавить их на военные нужды. Дело в том, что трубы органа делают из олова. Поэтому на всех исторических органах в Германии проспекты сегодня не оригинальные. Старинные органы, естественно, реставрируют, причем, фирмы изготавливают необходимые детали по технологии того времени, когда орган был построен.

— То есть этот инструмент может звучать веками, если за ним правильно ухаживать?

— Да, раз в 25 лет органу надо делать хорошую профилактику, чистить от пыли, менять кожаные детали, потому что кожа изнашивается. Где-то сукно приходится менять. 

У нас в старом органном зале была моль, занесли ее со старыми креслами из оперного театра. Кстати, лучшее средство борьбы с молью — авиационный скипидар. Я смочил тряпку скипидаром, положил в ящик, где расположен мотор вентилятора, нагнетающего воздух. И этот воздух пошел по всему органу, моль исчезла. 

А еще надо понимать, что все инструменты разные — нет в мире двух одинаковых органов. Наш орган фирмы Ойле был изначально люксовый. Так получилось, что это был первый орган в России, который эта фирма построила для зала с хорошей акустикой. Когда акустика плохая, непонятно, хороший это инструмент или плохой. А при строительстве органа для нашего зала немцы показали, на что они способны.

— Владимир Викторович, Челябинск известен всему миру как город, где проводится фестиваль «Джаз на большом органе». Состоится ли он в этом году?

— Фестиваль состоится этой осенью, с 25 по 28 сентября. Он станет ежегодным — это решение руководства филармонии. Участников нынешнего фестиваля пока рано называть, но одного я назову. 1 марта у нас состоялся концерт с барабанщиком Олегом Юдановым (Архангельск). Это был удачный концерт из цикла Free Jazz Night, и я пригласил Олега Юданова принять участие в фестивале «Джаз на большом органе», он уже дал согласие.  

— Ночные концерты из цикла Free Jazz — еще одна фишка нашего органного зала. Когда следующий?

— 20 апреля состоится концерт Free Jazz Night с контрабасистом Владимиром Волковым (Санкт-Петербург). Дважды этот концерт переносился, потому что Владимир Волков сильно востребованный музыкант. Он работает в интересной группе «Аукцыон», у них много выступлений. Кстати, это будет мой первый концерт с контрабасом. Но (!) последний ночной концерт. Скорее всего, в афише органного зала останутся только ночные гала-концерты фестиваля «Джаз на большом органе».  

— Какие еще события поклонники органной музыки не должны пропустить?

— Для меня большим событием стал диск Neuma («Невмы»), который выпущен в Англии. Этот диск был записан во время концерта 23 марта прошлого года. Я уговорил легендарного пианиста, импровизатора Вячеслава Ганелина, который с 1990-х живет в Израиле, сделать совместный концерт в Челябинске. В России он довольно часто выступает. И вот этот наш концерт был записан студией U-Sound. Слава эту запись показал Лео Фейгину (Компания Leo Records). И в Англии выпустили диск. 100 экземпляров диска выпускающая компания разослала по радиостанциям мира, остальной тираж выкупила наша филармония, и сегодня этот диск можно приобрести во время концертов. Думаю, такая информация будет интересна поклонникам фри джаза.

Владимир Хомяков, народный артист России. Родился в Москве, окончил Одесскую консерваторию по классам фортепиано у профессора Л. Н. Гинзбург, ученицы Г. Г. Нейгауза, и органа у доцента В. Л. Рубахи. Студентом был приглашен в качестве солиста в Ансамбль старинной музыки Одесской филармонии. В 1986 изучал искусство органостроения у Г. Далманиса, главного органного мастера Домского концертного зала в Риге. В 1987 участвовал в монтаже органа Челябинского органного зала. С этого же года работает солистом-органистом и органным мастером Челябинской филармонии. В 1999 проходил стажировку в органостроительной фирме Hermann Eule в качестве органного мастера.

Дважды был участником Летней органной академии в Харлеме (Голландия), совершенствовался на многих мастер-классах у ведущих органистов Западной Европы П. Кее, Х. Фогеля, Х. Фагиуса, Г. Бове, Л. Ломанна, Й. Лауквика, П. Планявски, К. Юссила и других.

С 1992 года — артистический директор челябинских органных фестивалей. Один из основателей российской ассоциации «Новое органное движение».

Инициатор и активный участник успешных экспериментальных проектов «Картины музыкального пространства», «Органные опыты», фестиваль авангардной музыки «Organissimo!», а также уникального фестиваля «Джаз на большом органе» (Челябинск 2004, 2005, 2008, 2015, 2018). Это первые в мире органные фестивали, целиком посвященные джазу во всем его стилевом многообразии — от джазовых стандартов до свободных импровизаций.

В 2006–2007 работал главным органистом и хранителем органа Кафедрального собора на острове И. Канта (Кёнигсберг-Калининград).

Ведет активную концертную деятельность. Выступал с сольными концертами в большинстве органных залов бывшего СССР, а также в Германии, Швейцарии, Голландии, Дании, Финляндии, Швеции, Израиле и США.

Автор:Светлана Симакова

Фото:Татьяна Тихонова

https://pchela.news

www.principal.su

 

Добавить комментарий