- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Вера Таривердиева: «Тема предчувствия большой катастрофы существовала всегда»
24 января 2021 в Соборе Петра и Павла в Москве прозвучала органная музыка Арво Пярта и Микаэла Таривердиева. В программе концерта также хоровые сочинения Альфреда Шнитке, Эрика Уитакра, Карла Дженкинса и других композиторов.
Накануне концерта Московского камерного хора, который исполнит основную часть программы, Вера Таривердиева рассказала об истории создания Микаэлом Леоновичем его первого органного концерта “Кассандра”.
— Таривердиев, как известно, обратился к органной музыке в поздний период своего творчества – в конце 80-х. Как Микаэл Леонович пришел к этому?
— Микаэл говорил, что орган интересовал его всегда. Он учился играть на нем еще в годы учебы у Арама Ильича Хачатуряна. У того в классе был маленький орган. И когда Хачатурян уезжал – а это бывало довольно часто – Микаэл Леонович оставался там – сочинял, играл на органе, импровизировал. В последние годы орган стал его любимым инструментом, он много писал для него, написал симфонию, несколько пьес и хоралов и два концерта – первый из которых – “Кассандра”.
— В одном из интервью вы говорили, что Таривердиев создал “Кассандру” в Пицунде во время ежегодного отдыха в Абхазии…
— Да, Микаэл Леонович каждый год бывал на море – в Сухуми, очень любил это место. Иногда он путешествовал по побережью и как-то оказался на концерте в Пицунде, маленьком курортном городке, известном своими реликтовыми соснами и органом, установленном в 1979 году в бывшем армянском храме. Сейчас это концертный зал. На нем играла Людмила Габрия-Галустян, молодая талантливая органистка. Красивая, темпераментная, она восхищала своей виртуозностью. Этот вечер в Пицундском храме стал внешним импульсом, после которого и появился концерт, позже названный “Кассандра”. Первый вариант концерта был готов уже через несколько дней. Он имел подзаголовок ” На тему Фрескобальди” (итальянский композитор – 1583 – 1643 гг.).
— А как появилось само название – “Кассандра”? Имеет ли оно отношение к троянской царевне – предвестнице гибели Трои?
— После возвращения из Сухуми Микаэл Таривердиев оказался в Западном Берлине, где он познакомился с замечательным немецким художником Криcтофом Ниссом. На его выставке, в числе других работ, был выставлен и цикл под названием “Кассандра”. Это был образ героини античной трагедии, предупреждающей сегодняшних жителей планеты о нависшей над нами угрозе войны. Через несколько лет – в августе 1992 года полыхнуло в Сухуме. Мы видели по телевизору кадры бомбежек, видели пляж, на котором отдыхали много лет, пирс, над которым летали военные вертолеты, представляли хорошо знакомых людей.
Позже Людмила Габрия-Галустян, уехавшая из Пицунды, говорила:
“Я только теперь поняла, о чем написана “Кассандра”. Это все о нас, о том, что с нами случилось”.
— Но все-таки “Кассандра” – это не типичная музыка “романтика Таривердиева”. Музыка более строгая, за исключением лиричной “Арии” с узнаваемой мелодикой Микаэла Леоновича…
— Да, Таривердиев говорил, что в концерте ему хотелось объединить элементы старинной музыки с музыкой сегодняшней, чтобы подчеркнуть, что тема Кассандры – тема предчувствия большой катастрофы, существовала всегда. Но от своего фирменного языка – тонкой лиричности и запоминающихся мелодии он не мог и не хотел уходить.
Органную музыку Микаэла Таривердиева, Арво Пярта, а также премьеру духовного сочинения А. Шнитке “Сей труд” в исполнении Московского камерного хора можно будет услышать 24 января в 19:00 в Соборе Петра и Павла в Москве.
Источник: classicalmusicnews.ru
www.principal.su
Связанные посты:
- ОБЪЯВЛЕНА ПРОГРАММА IX КОНКУРСА ОРГАНИСТОВ ИМЕНИ МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА В Калининграде скоро от «Чернобыля» пойдут мурашки по коже …С...
- Вера Таривердиева: Иностранных участников у нас уже больше, чем россиян В преддверии VIII конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева «Комсомолка» задала...
- Вера Таривердиева: Калининград и Рига дружат органами, а надо бы — и соборами «Если есть люди, которые хотят разрушить всё германское, то давайте...
- ВЕРА ТАРИВЕРДИЕВА: «ЛЮБОЙ КОНКУРС ХОРОШ ТОГДА, КОГДА ЛЮДИ ПРИЕЗЖАЮТ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ОБЩАТЬСЯ» Автор Татьяна Понаморенко Лауреат премии «Признание», арт-директор Международного конкурса органистов...
- «Мы хотим принести жизнь на Остров». Директор Кафедрального собора Вера Таривердиева о миссии, авангарде и Канте Лицо с обложки июльского номера журнала «Королевские ворота» — Вера...
Календарь публикаций
Январь 2025 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012