- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Величественный орган в XXI веке — искусство интерпретации

С 7 – 29 октября 2013 г. в Перми состоялись Международные ассамблеи искусств «Творчество, исполнительство, педагогика: современность и перспективы», организованные Пермской государственной академией искусства и культуры при поддержке Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края. Программа ассамблей отличалась небывалой насыщенностью и сбалансированностью одновременно. Серия мероприятий была проведена при участии выдающихся российских и зарубежных мастеров искусств, педагогов сферы художественного образования, ведущих специалистов в области культурологии и искусствоведения. Художественно-образовательный проект – Школа высшего исполнительского мастерства, включающая мастер-классы и концерты российских и зарубежных музыкантов, завершился визитом органистки и клавесинистки чешско-немецкого происхождения, доктора философии, профессора Академии музыки им. Л. Яначека Барбары Марии Вилли (Чехия).
Барбара Мария Вилли обучалась игре на органе в учебных заведениях Германии и Франции, проходила практику в Зальцбургском университете им. В. Моцарта. В 1995 году она стала обладательницей приза «Особое упоминание» в международном конкурсе клавесинистов в г. Брюгге. В 2006 году получила докторскую степень на философском факультете университета им. Масарика в г. Брно за работу «О манере исполнения Генерал-баса в XVII веке».
Барбара является основателем Вышеградского барочного оркестра, участницей дуэта «B+J»совместно с флейтисткой Яной Семерадовой и известна как участница различных музыкальных форумов в Чехии, Германии и Франции. С 2002 года она становится директором Международного музыкального фестиваля «Concentus Moravia» — крупнейшего события в области старинной музыки в Центральной Европе. Также совместно с агентством C.E.M.A. ею организована серия концертов старинной музыки в г. Брно под названием «Барбара Вилли представляет…».
28 октября 2013 года в Органном зале Пермской краевой филармонии состоялся концерт органной музыки в исполнении гостьи из Чехии Бабрабы Марии Вилли. Программа вечера была наполнена музыкой эпохи Борокко – произведениями И. С. Баха, Ф. Куперена, Я. Вангала и других. Прежде чем величественный инструмент зазвучал со сцены Органного зала, Барбару Марию Вилли приветствовала и.о. ректора Пермской государственной академии искусства и культуры Людмила Ивановна Дробышева-Разумовская.
В эпоху барокко орган считался «королем всех инструментов» – самым мощным, полнозвучным и красочным. Он звучал под просторными сводами церковных соборов с их пространственной акустикой. Органное искусство было обращено к широким массам слушателей. Однако «современной музыки для органа создаётся очень много. Как правило, авторами являются собственно органисты…» (А. Майкапар). Основное внимание в этих сочинениях уделяется метрической и гармонической сторонам музыкального языка, проявляя просто чудеса изобретательности. Органная культура импровизационна по определению, то есть свободна в звуко-пространственной воплощённости. Это удивительный тип свободы, данной в границах не столь музыкально-возможного, сколь музыкально-допустимого. Барбара Мария Виллипредставила пермской публике органную музыку монументального склада, обратившись к великим представителям немецкой, французской, английской и чешской школы органного искусства. Подобный стиль требовал концертности, виртуозности, монументальности подобно фресковой живописи. Особым сюрпризом для пермских слушателей было исполнение, не заявленной в программе концерта, знаменитой Токкаты и фуги ре минор И. С. Баха, где величавая патетика захватывает с первых же звуков вступления. Яркое контрастное сопоставление музыкальных образов и мощь звучания данного цикла несомненно стало кульминацией вечера.
Помимо занятий исполнительским творчеством Барбара Мария Вилли является профессором Академии исполнительских искусств им. Л. Яначека в городе Брно и пишет книги. Она известна как автор популярной работы «Генерал-бас или кто убил контрапункт?», написанной в нетрадиционной форме детективного расследования. На следующий день, 29 октября, в Колонном зале состоялись мастер-классы Барбары со студентами кафедры специального фортепиано Павлом Бучмеем (класс профессора Бочковой Т.Р.) и Алисой Ширяевой (класс доцента Камянской Е. А.) на концертном органе фирмы «Viscount».Электронный орган активно используется как в учебном процессе, так и в творческой деятельности академии, украшая многие концертные программы, представленные слушателям в Колонном зале. «С появлением электронных инструментов у музыкантов появились возможности постоянной работы над техникой игры, над координацией рук и ног. На сегодняшний день даже во многих музыкальных школах имеются электронные органы. Этот факт вывел подготовку органиста на принципиально новый уровень» (А. Майкапар). Уникальность мастер-классов была в том, что Барбара Мария Вилли поделилась со слушателями основными положениями своей работы «О манере исполнения Генерал-баса в XVII веке».
Лекция проходила в форме плодотворного общения, поэтому последовавшие затем мастер-классы со студентами ПГАИК стали своеобразной иллюстрацией к теоретическим тезисам.Павел Бучмей обучается в Пермской государственной академии искусства и культуры по направлению подготовки «Музыкально-инструментальное искусство» (Орган), а Алиса Ширяева, являясь студенткой кафедры специального фортепиано по профилю подготовки «Фортепиано», проходит «Орган» в цикле специальных дисципин. На мастер-классах звучали сочинения И. С. Баха и Барбара Мария Вилли уделяла особое внимание тому, что смены мануалов у Баха, изменения штрихов и регистров подчинены логике композиционного развития.
Также она обращалась к вопросам совершенствования техники органиста – в первую очередь, мануальной, ее координации с педальной, а также технике регистровки. Барбара говорила о том, что необходимо ясно сознавать, какой тематический материал лежит в основе эпизода: тема или контрапункт, в первоначальном виде или композитор видоизменил его. Профессор академии им. Л. Яначека очень живо рассказывала о том, что необходимо понимать структуру полифонической пьесы, в частности, распределение оттенков — какой эпизод играть тихо, а какой мотив выделить.
Для органного искусства XXI века характерно стремительное расширение репертуарных границ, универсальность и доступность широкой аудитории слушателей. Проект Международных ассамблей искусств во многом пересекается с данной идеей насыщенности и сбалансированности. Гостья из Чехии – Барбара Мария Вилли запомнилась пермской публике как яркое событие, наполненное необычными красками, и взгляд на искусство интерпретации в синтезе прошлого и настоящего.
http://www.psiac.ru
www.principal.su
Связанные посты:
- Орган: величественный, уникальный и притягательный Римско-католическая Церковь вносит неоценимый вклад в органную культуру Казахстана –...
- Собор Парижской Богоматери — величественный Нотр-Дам де Пари Собор Парижской Богоматери возведен на месте, где когда-то стоял древнеримский...
- Эстетика, стиль и жанры в творчестве Макса Регера. Вопросы интерпретации произведений на примере Первой сонаты для органа op.33 Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского кафедра теории музыки ...
- Высокое искусство – в массы. Органная музыка и классический вокал в католическом костёле Настоятель католического костёла и преподаватели Бердянской детской музыкальной школы мечтают...
- Органист Константин Волостнов: «Академическое искусство это абсолют» Имя его известно как в зарубежных столицах, так и...
Календарь публикаций
Октябрь 2023 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012