основной(28)

Вначале октября в Омской филармонии открылся новый органный сезон. Для этого в наш город был приглашен знаменитый итальянский исполнитель, органист, пианист, импровизатор Джампаоло Ди Роза. В небольшой паузе между репетицией и концертом синьор Ди Роза согласился ответить на вопросы корреспондента «ДГ».

– Джампаоло, органист в России – профессия редкая и даже экзотическая. А почему вы выбрали для себя именно этот инструмент?

– Я начинал с фортепиано, обучался, как и все органисты, именно на этом инструменте. А какоето время спустя познакомился с органом. И в итоге остановил на нем свой выбор, потому что мне близок весь спектр той музыки, который может предложить «король инструментов». Ведь он один может заменить целый оркестр.

– Как складывалась программа, которую вы предлагаете сегодня омичам, и из чего она состоит?

– Программа состоит из двух частей, и она составлялась так, чтобы дать слушателю возможность ощутить всю широту спектра возможностей органа. В первой части будет классика – Бах и Бетховен, притом не только музыка, написанная для органа, но и симфонические мелодии в моем переложении. Кроме того, в первой части я исполню два сочинения французского композитора Жана Лангле. Это уже практически современная музыка, поскольку Лангле жил и работал в двадцатом веке. Вторая же часть будет состоять из импровизации и продлится порядка сорока минут. Здесь будет исполняться два мотива в различных интерпретациях, и какие это будут мелодии, я пока не знаю – их выберут зрители, а я познакомлюсь с ними только в перерыве. И сыграю именно так, как сам буду понимать и чувствовать эту музыку, именно как органист, при этом стараясь как можно шире задействовать все возможности инструмента.

– Органная музыка тесно связана с христианской традицией, но сейчас влияние христианства в Европе ослабевает. Изменяется ли в связи с этим статус органной музыки?

– Это очень сложный вопрос. Орган в европейской традиции это действительно инструмент, который звучит во время церковной литургии. Если в России в православной церкви используется только хоровое пение, то в Европе в католической, евангелической и англиканской церквях органная музыка играется и одновременно с хором, и в какихто моментах сольно. В то же время в современном мире церковная и филармоническая традиция сосуществуют, и, как мне кажется, не в ущерб друг другу. Это такая комбинация традиций – литургических и светских. Репертуар органной музыки имеет очень глубокую и богатую историю в рамках церкви, и одновременно расширяется за счет современных сочинений. И то, что эта музыка продолжает звучать и в храмах, и в концертных залах, только обогащает возможности музыкантов и слушателей.

– Вы приезжаете в Россию уже в третий раз. Насколько ваши изначальные представления о нашей стране совпали с тем, что вы здесь увидели? Что вас удивило в России, что продолжает удивлять?

– Впервые я приехал в Россию три года назад, но эта поездка не была связана с выступлениями. Я просто провел неделю отпуска в СанктПетербурге. Конечно, до этого я был знаком с Россией заочно. В основном по богатейшей истории культуры, искусства, музыки. В школе мы изучали русскую литературу и великих русских писателей: Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского. Занимаясь музыкой, я познакомился с вашими знаменитыми композиторами: Мусоргским, Прокофьевым, Рахманиновым, Стравинским. А когда я впервые приехал в Россию как музыкант, увидел публику, которая приходит на концерты, я был приятно удивлен тем, насколько она подготовлена к классической музыке, которая играется на концертах, к восприятию произведений для органа. Поэтому оценка со стороны российских слушателей, тот опыт, который я получаю, выступая в вашей стране, для меня очень важны.

– Вы уже провели репетицию и познакомились с омским органом. Как вы оцениваете этот инструмент? Всетаки омские любители классической музыки очень им гордятся.

– И они гордятся по праву. Ваш инструмент великолепен, и у него очень большие возможности. Мне даже пришлось скорректировать свои планы, потому что знакомство с инструментом заняло больше времени, чем я рассчитывал.
Фото из архива организаторов

Кстати

27 октября в 12 часов в Органном зале будет представлена программа «Органный дуэт». Перед омичами выступят московские музыканты Александр Удальцов (орган) и Иван Паисов (гобой). На концерте прозвучат произведения Баха, Марчелло, Свелинка, Моцарта, СенСанса, Мендельсона, Гильмана, Гершвина, Эллингтона — Питерсона, Пьяццоллы.

ДОСЬЕ «ДГ»

Джампаоло Ди Роза – итальянский пианист, органист, клавесинист, импровизатор, композитор, преподаватель.

Родился в 1972 году в Чезене. Имея широкий и многожанровый репертуар, охватывающий различные музыкальные периоды, этот исполнитель получил сегодня широкое международное признание.

Помимо исполнительской деятельности является артдиректором международных органных фестивалей. В 2008 году назначен титулярным органистом и художественным руководителем Португальской национальной церкви в Ватикане. В 2010 году награжден президентом Португалии орденом Принца Генри.

Татьяна Кельчеватова, заместитель директора Омской филармонии по творческой деятельности:

– Джампаоло Ди Роза – великолепный музыкант с огромным репертуаром и, кроме того, прекрасный импровизатор.
Его творческая активность ошеломляет. Мы рады, что именно этот уникальный исполнитель открыл новый органный сезон, который будет чрезвычайно насыщенным. Омскую публику ждут встречи с лучшими органистами современности – ведь уже 8 ноября стартует VI Международный фестиваль органной музыки, который продлится до середины декабря.

http://www.omsk300.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.