Это объявление в социальной сети, на первый взгляд, было совершенно банальным -человек искал ненужный, но рабочий пылесос. Однако цель, для которой жителю Печор он понадобился, была необычной – пропылесосить 1464 трубы церковного органа.

По его словам, группа энтузиастов занимается восстановлением музыкального инструмента, расположенного в лютеранской кирхе Святого Петра. Его необходимо очистить от многолетних напластований пыли, и тогда он порадует всех своим звучанием. Среди энтузиастов, взявших шефство над инструментом, который считается королем музыкальных инструментов были лауреаты международных конкурсов. Ими оказалась супружеская пара из Санкт-Петербурга, выпускники консерватории и педагоги Денис Махань-ков и Дина Ихина. Неспециалистам эти имена мало что говорят, но в мире органной музыки Денис и Дина — величины международного уровня. Поиск в Интернете выдает огромное количество ссылок на их концерты, как совместные, так и сольные. В России и ближнем зарубежье, наверное, нет органов, на клавиши которых молодые люди не опускали свои пальцы. О каждом из них Денис готов говорить бесконечно, каждый инструмент особенный, со своей историей, своей спецификой. Ведь в органе важен не только сам механизм, но и здание, в котором установлен инструмент. Акустика помещения играет немаловажную роль, перенести инструмент в другое помещение невозможно.

ЗАОЧНОЕ ЗНАКОМСТВО

— Про орган в Печорах я знал давно, но только по справочникам и отзывам коллег, сам же смог приехать к инструменту только в прошлом году,- рассказывает Денис Маханьков.

За последнее десятилетие в церкви неоднократно проводились концерты органной музыки, которые при участии районного отдела культуры несколько раз в год устраивали энтузиасты из эстонской благотворительной организации «Rohuaia Rist» («Эдемский Крест») под руководством Эльмета Ваакса. Однако постепенно они свернули свою деятельность, ибо люди уже не молодые, и годы берут свое. Но дело свое передали в надежные руки — Денис и Дина намерены не только продолжать серию концертов, но и вывести их на новый уровень.

Молодые люди создали благотворительный проект «ОРГАННЫЕ КОНЦЕРТЫ В ПЕЧОРАХ», направленный на сбор средств для восстановления уникального печорского инструмента. За сезон 2014 года было проведено более десяти концертов, что позволило начать и выполнить первые ремонтные работы, которые осуществляет органный мастер из Кондопоги Сергей Горохолинский. В 2015 году Денис и Дина хотят продолжить серию концертов и пригласить в Печоры органистов из других стран.

ОДИН ИЗ НЕМНОГИХ

Лютеранская церковь в Печорах построена в 1926-м, и два года службы шли под аккомпанемент фисгармонии, она и сейчас стоит в храме. Орган же был изготовлен в 1928 году в городе Хаанья (район Выру) известной фирмой Kriisa, специализировавшейся на строительстве церковных органов для храмов Эстонии. К тому времени история фирмы, основанной тремя братьями Крииса, насчитывала тридцать лет, их органная мастерская была крупнейшей в стране, и в ней трудились семеро представителей семейства, принадлежавших к двум поколениям.

Органный мастер Сергей Горохалинский рассказал, что печорский инструмент был создан в стилистических принципах, свойственных органостроению конца XIX — начала ХХ века, и по характеру звучания относится к типу немецких романтических органов. Именно эта черта, а не возраст (всё же относительно небольшой) значительно повышает его историческую и музыкальную ценность. Для «романтического» стиля характерно более густое, отчасти помпезное, звучание, простое, но насыщенное. Этот уникальный инструмент — один из десяти в России, уцелевших во время Великой Отечественной войны. По мнению ряда знатоков органов фирмы Kriisa, инструменты в церквях Печор и Рыуге (Вырумаа, Эстония) являются лучшими из них. В обоих случаях церковные залы обладают превосходной акустикой, что ещё больше усиливает общее впечатление, производимое этими органами.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЭКИПАЖ

Игра на органе, помимо самих музыкальных навыков, требует и хорошей физической формы, и умения предугадывать мелодии. В отличие от привычных сейчас электронных клавишных инструментов, здесь — чистая механика, звуки извлекаются с некоторой задержкой. Кроме того, органисту необходимы помощники. Не стоит забывать, что орган — это духовой инструмент, и ему необходим напор воздуха. Его создаёт специальный человек, накачивая мехи при помощи особых педалей. «Ответственный за воздух» находится в закутке, скрытом от глаз прихожан, туда проведен колокольчик на веревочке — им органист дает сигнал «сейчас пастор окончит проповедь, будет длинный пассаж, надо накачать мехи». И человек начинает усердно топать по педалям, одновременно следя за указателем, показывающим наполнение воздушного резервуара. В роли указателя обычная гирька, как в настенных часах — чем выше, тем меха полнее. В перерывах между топтанием педалей «накачивальщики» развлекались тем же, чем и миллионы школьников во все времена — надписями на стенах. Стенка покрыта массой автографов Андреасов, Петеров, Урмасов и прочими эстонскими именами и датами.

В 60-х годах для накачки мехов стали использовать электродвигатель, но и «ножная система» исправно работает до сих пор. При этом в ней до сих пор используются кожаные прокладки и уплотнители, изготовленные по старинным технологиям.

Кроме «смотрящего за воздухом», в состав команды органа входит и ассистент органиста, переключающий регистры. Он должен знать исполняемую композицию и вовремя нажимать нужные рычаги — добавить басов или, наоборот, «верхов подкинуть». У органа есть свой механический пульт, и потому место органиста чем-то напоминает кабину управления музыкальной установкой, где он властвует над ветром, заключенным в меха.

Кстати, пылесос найти удалось, жители Печор откликнулись на просьбу, а один из них даже предложил собственный мощный компрессор, с помощью которого можно продуть органные трубы от многолетних напластований пыли.

Константин КОЗЛОВСКИЙ.

http://province-pskov.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.