- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
В Печорах мировые знаменитости играют на уникальном органе
Это объявление в социальной сети, на первый взгляд, было совершенно банальным -человек искал ненужный, но рабочий пылесос. Однако цель, для которой жителю Печор он понадобился, была необычной – пропылесосить 1464 трубы церковного органа.
По его словам, группа энтузиастов занимается восстановлением музыкального инструмента, расположенного в лютеранской кирхе Святого Петра. Его необходимо очистить от многолетних напластований пыли, и тогда он порадует всех своим звучанием. Среди энтузиастов, взявших шефство над инструментом, который считается королем музыкальных инструментов были лауреаты международных конкурсов. Ими оказалась супружеская пара из Санкт-Петербурга, выпускники консерватории и педагоги Денис Махань-ков и Дина Ихина. Неспециалистам эти имена мало что говорят, но в мире органной музыки Денис и Дина — величины международного уровня. Поиск в Интернете выдает огромное количество ссылок на их концерты, как совместные, так и сольные. В России и ближнем зарубежье, наверное, нет органов, на клавиши которых молодые люди не опускали свои пальцы. О каждом из них Денис готов говорить бесконечно, каждый инструмент особенный, со своей историей, своей спецификой. Ведь в органе важен не только сам механизм, но и здание, в котором установлен инструмент. Акустика помещения играет немаловажную роль, перенести инструмент в другое помещение невозможно.
ЗАОЧНОЕ ЗНАКОМСТВО
— Про орган в Печорах я знал давно, но только по справочникам и отзывам коллег, сам же смог приехать к инструменту только в прошлом году,- рассказывает Денис Маханьков.
За последнее десятилетие в церкви неоднократно проводились концерты органной музыки, которые при участии районного отдела культуры несколько раз в год устраивали энтузиасты из эстонской благотворительной организации «Rohuaia Rist» («Эдемский Крест») под руководством Эльмета Ваакса. Однако постепенно они свернули свою деятельность, ибо люди уже не молодые, и годы берут свое. Но дело свое передали в надежные руки — Денис и Дина намерены не только продолжать серию концертов, но и вывести их на новый уровень.
Молодые люди создали благотворительный проект «ОРГАННЫЕ КОНЦЕРТЫ В ПЕЧОРАХ», направленный на сбор средств для восстановления уникального печорского инструмента. За сезон 2014 года было проведено более десяти концертов, что позволило начать и выполнить первые ремонтные работы, которые осуществляет органный мастер из Кондопоги Сергей Горохолинский. В 2015 году Денис и Дина хотят продолжить серию концертов и пригласить в Печоры органистов из других стран.
ОДИН ИЗ НЕМНОГИХ
Лютеранская церковь в Печорах построена в 1926-м, и два года службы шли под аккомпанемент фисгармонии, она и сейчас стоит в храме. Орган же был изготовлен в 1928 году в городе Хаанья (район Выру) известной фирмой Kriisa, специализировавшейся на строительстве церковных органов для храмов Эстонии. К тому времени история фирмы, основанной тремя братьями Крииса, насчитывала тридцать лет, их органная мастерская была крупнейшей в стране, и в ней трудились семеро представителей семейства, принадлежавших к двум поколениям.
Органный мастер Сергей Горохалинский рассказал, что печорский инструмент был создан в стилистических принципах, свойственных органостроению конца XIX — начала ХХ века, и по характеру звучания относится к типу немецких романтических органов. Именно эта черта, а не возраст (всё же относительно небольшой) значительно повышает его историческую и музыкальную ценность. Для «романтического» стиля характерно более густое, отчасти помпезное, звучание, простое, но насыщенное. Этот уникальный инструмент — один из десяти в России, уцелевших во время Великой Отечественной войны. По мнению ряда знатоков органов фирмы Kriisa, инструменты в церквях Печор и Рыуге (Вырумаа, Эстония) являются лучшими из них. В обоих случаях церковные залы обладают превосходной акустикой, что ещё больше усиливает общее впечатление, производимое этими органами.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЭКИПАЖ
Игра на органе, помимо самих музыкальных навыков, требует и хорошей физической формы, и умения предугадывать мелодии. В отличие от привычных сейчас электронных клавишных инструментов, здесь — чистая механика, звуки извлекаются с некоторой задержкой. Кроме того, органисту необходимы помощники. Не стоит забывать, что орган — это духовой инструмент, и ему необходим напор воздуха. Его создаёт специальный человек, накачивая мехи при помощи особых педалей. «Ответственный за воздух» находится в закутке, скрытом от глаз прихожан, туда проведен колокольчик на веревочке — им органист дает сигнал «сейчас пастор окончит проповедь, будет длинный пассаж, надо накачать мехи». И человек начинает усердно топать по педалям, одновременно следя за указателем, показывающим наполнение воздушного резервуара. В роли указателя обычная гирька, как в настенных часах — чем выше, тем меха полнее. В перерывах между топтанием педалей «накачивальщики» развлекались тем же, чем и миллионы школьников во все времена — надписями на стенах. Стенка покрыта массой автографов Андреасов, Петеров, Урмасов и прочими эстонскими именами и датами.
В 60-х годах для накачки мехов стали использовать электродвигатель, но и «ножная система» исправно работает до сих пор. При этом в ней до сих пор используются кожаные прокладки и уплотнители, изготовленные по старинным технологиям.
Кроме «смотрящего за воздухом», в состав команды органа входит и ассистент органиста, переключающий регистры. Он должен знать исполняемую композицию и вовремя нажимать нужные рычаги — добавить басов или, наоборот, «верхов подкинуть». У органа есть свой механический пульт, и потому место органиста чем-то напоминает кабину управления музыкальной установкой, где он властвует над ветром, заключенным в меха.
Кстати, пылесос найти удалось, жители Печор откликнулись на просьбу, а один из них даже предложил собственный мощный компрессор, с помощью которого можно продуть органные трубы от многолетних напластований пыли.
Константин КОЗЛОВСКИЙ.
http://province-pskov.ru
www.principal.su
Связанные посты:
- 11 и 12 апреля псковичи и туристы смогут попасть на концерты органной музыки в Печорах 11 и 12 апреля в городе Печоры состоится музыкальный...
- Концерты органной музыки в Печорах Как всем известно, с некоторых пор в Печорах проходят концерты...
- Пять столетий органной музыки Исполняют лауреаты международных конкусов Дина Ихина и Денис Маханьков Прозвучат...
- Полеты в космос на органе Александр Князев за органом в Зале им. Чайковского на...
- Мастер-класс европейской знаменитости для начинающих органистов Бердянска С успехом прошли концерты органиста-виртуоза из Голландии Берта Висгерхофа...
Календарь публикаций
Февраль 2025 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012