Знаменитый орган Московской консерватории зазвучал впервые после долгого перерыва. Вековой инструмент претерпел несколько неудачных реставраций и чуть было не утратил свою уникальность. Вернуть ему истинный голос помогли французские мастера. От желающих услышать его уже нет отбоя. В зале — аншлаг.

В Большом зале Московской консерватории — снова звучит орган. Гигантский инструмент размером c двухэтажный дом  безмолвствовал почти четыре года. Возраст у органа солидный — ему более сотни лет, — поэтому и понадобилась длительная, очень бережная реставрация.

«Я все бросила, собралась и прибежала. Такое событие — в Большом зале консерватории вновь зазвучал орган, которого так давно ждали, — пропустить просто нельзя было», — рассказывает счастливая посетительница.

Звук очистили от наслоений времени, и проделали работу над ошибками: орган ремонтировали уже трижды, не учитывая его особенностей. Неповторимый голос инструменту вернули французские мастера.

«Он обрел ясность, ту выразительность, которую. закладывал в этот инструмент его изготовитель — великий органостроитель Аристид Кавайе-Коль», — говорит органист Константин Волостнов.

Орган — творческое завещание французского мастера Аристида Кавайе-Коля, последний и самый совершенный его инструмент. В то же время это первый в России концертный орган, своим звучанием заменяющий целый симфонический оркестр. Для Московской консерватории его заказал Петр Ильич Чайковский. А со временем орган стал не просто инструментом — культурно-историческим памятником.

«Этот орган пережил совершенно колоссальную историю уже здесь. Тут был и кинотеатр, тут был и госпиталь много лет, и чего тут только не было. Проходили шахматные турниры, здесь в органе в 1945 году хранили оружие», — рассказывает заведующая органной мастерской Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Наталья Малина.

В середине XX века почти все инструменты Кавайе-Коля усовершенствовали в духе времени. Не успели только один — этот.

«Многие органы во Франции были «исправлены» в этот период, о чем можно только сожалеть. Этот еще не успели испортить», — говорит Наталья Малина.

Время не щадило инструмент. За век орган потерял 14 из 50 оригинальных регистров — это целый ряд труб. Во время прошлых реставраций их заменили на новые. Пришлось все переделывать.

«Мы их искусственно состарили, пытались сделать историческими, чтобы инструмент не звучал как современный, чтобы было понятно, чтобы орган не утратил свою историческую сущность и все краски, которые появились в нем более чем за 100 лет», — рассказывает органный мастер из Франции Даниил Акор.

«Это невероятно, это так эмоционально. Я сама учусь игре на органе и мечтаю, что когда-нибудь сыграю на этом знаменитом инструменте», — говорит студентка Московской консерватории Анита Ли.

Для лучшего звучания инструмент, как выражаются музыканты, нужно «разыграть». Поэтому у студентов Московской консерватории будет возможность не только услышать старинный орган, но и что-нибудь на нем исполнить.

http://www.vesti.ru

 

www.principal.su

 

Comments are closed.