Ирина Розанова
Ирина Розанова

19 февраля 2018 в 20:00 в Лютеранской церкви Святых Петра и Павла (Петрикирхе) (Невский проспект, 22-24) состоится Восьмой благотворительный концерт классической музыки, посвященный Международному дню детей, больных раком.

Организаторами выступили Synergy Orchestra и фонд AdVita. В концерте примет участие органист Ирина Розанова, которая исполнит финал «Страстей по Матфею» И.С.Баха в переложении Ш.-М.Видора.

Незадолго до концерта с Ириной Розановой для интервью встретилась административный директор БФ AdVita Елена Грачева.

— Что значит для Петербурга возвращение большого органа в Петрикирхе?

— Это грандиозное событие. Петрикирхе строилась как главная церковь российских лютеран, и первый орган в старом храме появился ещё в 1735 году. В 1840 году его сменил большой инструмент знаменитой фирмы Валькер, заполнявший своим звучанием огромный зал нового храма, который вмещал две тысячи человек! Для Петербургской консерватории это был, если так можно сказать, домашний инструмент.

У Антона Рубинштейна была идея, что все приличные пианисты и композиторы должны уметь играть на органе, и все студенты консерватории занимались в Петрикирхе. Генрих Штиль, который был штатным органистом церкви и одновременно профессором Петербургской консерватории, занятия проводил вечером, после окончания службы.

По воспоминаниям, студент Чайковский пришел на занятия, а в церкви темно, пусто, холодно… страшно! В общем, напугался и больше не пришел. Но, конечно, не все были такие впечатлительные, как Чайковский. Этот орган знал весь Петербург, все музыканты и все меломаны.

В 1937 году церковь закрыли, орган вывезли в Москву, а позже лишь отдельные трубы разрушенного инструмента оказались в новом органе Донецкой филармонии. Что тут скажешь?..

Когда в 1993 году в Петрикирхе вернулись церковные службы, вскоре вернулся и орган, но маленький, для такого огромного зала совсем не подходящий. И вот наконец достаточно большой орган вернулся! Конечно, это грандиозное событие.

— Как это случилось? Откуда к нам приехал новый инструмент и какой у него характер?

— Органы – удовольствие дорогое, очень дорогое, это миллионы евро. Нам посчастливилось: немецкая лютеранская община Стокгольма, поставив себе в середине XX века новый орган, в начале XXI века решила реставрировать исторический, который сохранился в этой же церкви. А новый решила продать по символической цене какой-нибудь лютеранской общине в другой стране.

Потребовались очень большие усилия, и не только по поиску денег. Нужно было разобрать орган, привезти его из Швеции в Петербург, смонтировать, а для этого построить специальную галерею. Нужно было получить все разрешения, кроме того, были добавлены некоторые конструктивные элементы – например, встроенный компьютер, позволяющий запоминать какие-то комбинации, чтобы органист мог сам переключать регистры и не пользоваться помощью ассистента.

Тревожились, подойдет ли этот орган по звучанию к соборной акустике. Было непонятно, как орган отреагирует на нашу температуру и нашу влажность. И счастье, что он зазвучал так, как будто был тут всегда. Это орган немецкой фирмы «Willi Peter» в стиле «необарокко», он построен в начале 1970-х годов.

— Как я понимаю, когда мы говорим об органостроении, стиль необарокко – это продукт «Органного движения» начала XX века, стремления вернуться в звучании органа к эпохе барокко, времени его расцвета. Ведь весь девятнадцатый век старые органы модернизировали, приспосабливая к меняющимся вкусам публики. В протесте против этого и появились тогдашние аутентисты.

— Да, в XIX веке, когда публику покорили фортепиано и симфонические оркестры, орган начали приближать по звучанию именно к оркестру. Его технически усовершенствовали, чтобы органисту хватало физических возможностей играть быструю, виртуозную музыку, по сути, соревнуясь и с пианистами тоже, и говорил орган на разные голоса.

Когда Шарль-Мари Видор или Луи Вьерн писали для органа, они просто настоящие симфонии сочиняли, как их современники Малер и Брукнер для оркестра.

Органы стиля «необарокко» – это мечта вернуть, с одной стороны, баховское величественное звучание, а с другой – использовать все технические достижения XX века. На  органе Петрикирхе прекрасно звучит и романтическая, и модерновая музыка, у него очень красивые мягкие тембры. Но создан он для музыки барокко, и Бах звучит на нем очень выразительно.

— Концепцию нашего благотворительного концерта этого года предложил один из его организаторов – художественный руководитель Synergy Orchestra Илья Тен: музыка Баха и его сыновей и отражение этой музыки в творчестве композиторов XX века. Поэтому названием для концерта стала строчка Иосифа Бродского «В каждой музыке Бах…» Вы выбрали для исполнения выдающееся произведение – финальный хор из «Страстей по Матфею» Баха в переложении Шарля-Мари Видора, композитора-романтика. Как выбрать правильную интонацию для такого исполнения – ведь это соединение разных стилей?

— Петербургская школа органистов связана с французской исполнительской школой, романтической. Мой педагог, Нина Ивановна Оксентян, училась у Исая Александровича Браудо, а он, в свою очередь, – у самого Вьерна. Поэтому, когда я училась, я много играла Листа, Франка, Видора – самых что ни на есть романтиков.

Кстати, Видор в 1896 году, когда приезжал в Россию, играл свой концерт как раз на органе Петрикирхе. Романтизм в органной музыке – это виртуозность, личностная, тонкая организация музыкальной мысли, бесконечно длящаяся мелодия. Финальный хор «Страстей по Матфею» Баха в транскрипции для органа Шарля-Мари Видора – это попытка дать возможность органу разговаривать в том числе и человеческим голосом.

Видор сохраняет баховскую идею диалога между оркестром и хором – за счет чередования мануалов, которые не только громкостью различаются, но и тембрами, красками. Монументальная интонация – и более интимная, диалог между Богом и человеком. Финальный хор «Страстей по Матфею» не только итог земной жизни Христа в изложении евангелиста, это про всех нас, тех, кто живет сейчас и хочет понять, что же тогда произошло. Это просто потрясает.

— Музыкальное расписание Петербурга невероятно плотное. Как объяснить людям, почему важно, чтобы они пришли на этот концерт – помимо музыки, которая прозвучит? 

— Все со школы знают фразу Николая Островского про «бесцельно прожитые годы». А начинается эта фраза  с того, что «самое дорогое у человека – это жизнь». Фонд AdVita помогает сохранить человеку эту жизнь. Концерт в пользу детей, больных раком, которые проходят через такие страдания, а мы, взрослые, эти страдания все вместе можем облегчить и остановить – какие еще нужны аргументы, чтобы прийти и помочь, сделать пожертвование? А великая музыка станет нашей благодарностью.

Елена Грачева

Концерт состоится 19 февраля 2018 в Петрикирхе по адресу: Невский пр., 22-24, ст. м. «Канал Грибоедова», «Адмиралтейская». Начало в 20.00. Вход на концерт за благотворительное пожертвование.

 

http://www.classicalmusicnews.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.