Празднование первого дня рождения белгородского органа, начатое 15 декабря, завершилось на следующий день вечером органной токкаты, подготовленной солистом филармонии, лауреатом международных конкурсов Тимуром Халиуллиным.

1

Выбор программы — «Вечер органной токкаты» — был далеко не случаен для этого праздничного концерта. Ведь именно токкату (как, пожалуй, ни один из других жанров органной музыки) можно назвать символом инструмента, способным не только раскрыть все богатство и мощь органа, но и его многовековую историю.

Даже главной визитной карточкой органа мы называем именно токкату — великую Токкату и фугу ре-минор И. С. Баха. Именно она в этот вечер стала сердцем концерта, его эмоциональным и интеллектуальным центром, с которым невидимыми нитями были связаны все другие токкаты, созданные до и после баховского шедевра.

Пожалуй, ни разу за прошедший год это сочинение (именно Токкатой и фугой Баха был открыт Органный зал год назад и она украшала почти каждый концерта органной музыки) не было так ожидаемо. С самого начала концерта зритель ждал его исполнения, к нему постоянно ссылались музыковедческие аннотации (музыковед — Олеся Фиалко), но тщательно выстроенная программа каждый раз откладывала появление великого шедевра. Он словно вызревал, вновь рождался на глазах зрителя.

Появление баховской токкаты и фуги подготовили токкаты Я. П. Свелинка, Г. Муффата, Дж. Фрескобальди, И. К. Керля и Д. Букстехуде — учителя и кумира И. С. Баха. Именно токката Букстехуде, символично написанная в той же тональности (ре-минор) и интонационно предвещающая сочинение Баха, привела слушателей в этот вечер к великому шедевру. Зазвучавшая без объявления Токката и фуга ре-минор Баха была встречена, пожалуй, самыми бурными аплодисментами за всю история исполнения её в Белгороде.

Второе отделение концерта продолжила еще одна ре-минорная токката — Макса Регера (таким образом, в центре концерта оказались сразу три ре-минорные токкаты: Д. Букстехуде, И. С. Баха и М. Регера), затем «токкатный концентрат» был удачно разбавлен отрывками из романтических циклов с участием токкаты — Молитва и Токката из «Готической сюиты» Л. Боэльмана, Адажио и Токката из Пятой Органной Симфонии Ш. М. Видора.

Достойным завершением вечера органной токкаты стало современное обращение к этому жанру с многовековой историей — Тимур Халиуллин исполнил собственную Токкату, написанную для педали-соло, пьесу, за которой неизменно следует несколько минут зрительских оваций.

Программа, исполненная солистом филармонии во второй праздничный вечер, была тем редким (но в последнее время — все более частым) сочетанием, когда всё слилось в едином стройном образе: яркая музыка, исполненная с блестящей, филигранной техникой и искренней эмоциональностью, стройная программа, ведущая за собой зрителя и не отпускающая его ни на минуту, верно подобранные сочинения, позволяющие продемонстрировать не только собственный артистический рост (им Тимур Халиуллин радует нас в последнее время от концерта к концерту), но и богатейшие возможности белгородского органа — ведь именно он был главным виновником торжества!

4

Около ста концертов прошло за год в Органном зале, каждый из них собирал полный зал зрителей и становился настоящим праздником. Вечер органной токкаты не был исключением. Он стал прекрасным завершением первого органного года и, одновременно, залогом и обещанием не менее привлекательного будущего, которое сулит нам еще немало встреч, открытий и удивлений. В добрый путь!

P. S. После концерта Тимур Халиуллин попросил выразить в этой статье самые теплые слова благодарности всем участникам органных концертов, неизменно обеспечивающих высокий уровень их проведения. Это органные мастера Владимир Кротов и Илья Гращенко, звуко- и светорежиссёр органных концертов Андрей Жигалов, музыковеды филармонии — заслуженные работники культуры РФ Людмила Сидорова и Наталья Гирявенко, Марина Андрейкина и Олеся Фиалко, и, конечно, технические службы филармонии.

Специально для А-фишки, Олеся Фиалко (фото Антона Черева)

http://www.afishka31.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.