- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
В четыре руки: Томский орган обрел своих хозяев
17 сентября 2012г.
У знаменитого томского органа, наконец-то появился свой хозяин. Точнее, хозяин и хозяйка. С начала нового музыкального сезона творческий коллектив Томской областной филармонии пополнила супружеская и творческая чета органистов Дмитрий Ушаков и Мария Блажевич. Дмитрий и Мария – молодые талантливые музыканты, лауреаты многих престижных конкурсов и фестивалей. Оба заканчивали Казанскую государственную консерваторию, после чего Мария работала органисткой Тюменской государственной филармонии, Дмитрий — главным органистом храма св. Людовика Французского в Москве. В 2009 году основали единственный в России постоянный органный дуэт «Duo Vox Angelica». Перед слушателем музыканты открывают неожиданную сторону органной музыки, исполняя на этом торжественном и масштабной инструменте не только привычную классику, но и популярные мелодии. В первые дни работы музыкантов в Томске «Афиша» заглянула к ним в гости:
— Вы уже полюбили Томск?
Мария Блажевич: — Мы полюбили его уже давно, когда впервые приехали сюда на гастроли. Очень здорово, что в Томске много зелени. У нас в Тюмени когда-то было также, но теперь все повырубили, чтобы сделать широкими автомобильные проспекты. Пробок не стало, но и деревьев — тоже.
Дмитрий Ушаков: — Мое первое впечатление о Томске – выходишь из самолета и сразу же попадаешь в кислород. Из российских городов Томск, наверное, один из самых экологичных. Приятно также, что это город старинный, университетский, очень интеллигентный. Здесь чувствуется огромный культурный потенциал.
— А что вы можете сказать по поводу качества томского органа? Я знаю, что многие органисты, игравшие на нем, называли томский орган одним из лучших в России…
М.Б.: — Правильно называли.
Д.У.: — В Сибири довольно много органов, они есть в Новосибирске, Барнауле, Кемерово, Красноярске, Омске, Иркутске, Тюмени. И томский орган, если не самый лучший, то точно один из лучших органов в Сибири. И в техническом, и в звуковом плане, и даже по красоте. Он изготовлен очень хорошей фирмой «Зауэр».
И органный зал в Томске очень хороший, что бывает далеко не всегда. История органной музыки связана с протестантской и католической культурой. Эту музыку исполняли в храмах, а не в концертных залах. Поэтому зал для органа должен отличаться особыми качествами. В идеале он должен быть просторным, со сводчатым, как в церкви, потолком. И сам орган не ставят на пол, а помещают на возвышение, он должен нисходить с высоты. Как можно меньше мягкой мебели, и как можно больше твердых поверхностей: дуб, гранит, мрамор. Хорошо бы еще, чтобы людей было немного. Все эти факторы влияют на акустику помещения.
— Чем вы будете удивлять томскую публику?
М.Б.: — В Международный день музыки, 1 октября, мы представим нашу первую программу «Призрак оперы или орган в оперном театре». В нее войдут не только фантазии на тему знаменитых опер Эндрю Ллойд Уэббера «Призрак оперы» и «Иисус Христос – суперзвезда», но и отрывки из «Кармен» и других опер. Все это очень неожиданно звучит на органе. Будем играть как в четыре руки, так и соло, возможно, будут элементы и театра.
Еще один наш проект получил название «Слушать подано». Это будет синтез кино и классики. Причем проект будет интерактивным: концертную программу будут формировать сами слушатели. Мы будем предлагать тему концерта и список произведений, а будущие слушатели с помощью социальных сетей и анкет будут выбирать те композиции, которые они хотят услышать.
Д.У.: — Окончательную программу «Слушать подано» мы будем сами узнавать в дни концерта!
Еще мы готовим цикл «Семья Бахов», который прозвучит впервые в России. Там буде представлена органная музыка, написанная Иоганном Себастьяном Бахом, а также его родственниками-музыкантами — отцом, дедами, внуками, дядями. Это будет, как известная музыка, так и ныне забытая. Все наши проекты будут интерактивными. Мы планируем привлечь юных художников и музыкантов, например, организовать конкурсы на лучшее исполнение Баха, на лучший портрет музыканта.
М.Б.: — И, конечно, мы представим цикл «В четыре руки на одном органе», где будет звучать, как традиционная музыка, так органные переложения музыки из компьютерных игр, фильмов и пр.
— Будут и детские концерты?
М.Б.: — Конечно. В других городах мы уже делали детские концертные программы, они очень востребованы. Например, мы играем «Шелкунчика» и параллельно рассказываем сказку Гофмана. Причем, мы используем не только известную музыку из одноименного балета Чайковского, но и абсолютно неизвестную музыку к этой же сказке немецкого композитора ХIХ века Карла Райнеке. Эта музыка ничуть не хуже, чем у Чайковского. Есть у нас программа «Бременские музыканты или путешествие в Германию» с музыкой немецких авторов и советского композитора Геннадия Гладкова, написавшего музыку ко многим кинофильмам и мультфильмам. На такие программы уже есть заявки от школ, причем не только из Томска, но и из Северска, Асино и отдаленных населенных пунктов.
— Знаю, что Мария еще играет на клавесине…
М.Б.: — Мне очень нравится клавесин и я счастлива, что в Томской филармонии есть этот инструмент, причем в довольно хорошем состоянии. Конечно же, мы будем делать разные программы для клавесина: и дуэты органа и клавесина, возможно, выступления клавесина и камерного оркестра.
— Вы оба — не просто музыканты, но еще и музыковеды, ведете исследовательскую работу. Расскажите об этом.
Д.У.: — Мы написали уже довольно большое количество статей по истории музыки, по истории органа. Мы занимаемся музыкой барокко. Это очень интересно. Барочный человек воспринимал и мир, и музыку, как часть этого мира совершенно иначе, чем современный. Мы пытаемся понять каким образом человек тех времен воспринимал музыку в мире себя, себя в музыке и т.д. И тут можно накопать очень много интересного.
— В архивах можно найти удивительные вещи. Недавно весь мир облетела новость о том, что в Национальной библиотеке Турина была найдена неизвестная версия оперы Вивальди «Неистовый Роланд». А вы не находили уникальных документов?
Д.У.: – Пока нет, хотя, конечно хотелось бы. Но недавно мы разбирали в Москве в Лютеранском соборе архив и нашли там популярный хит начала ХХ века «Пупсикъ».
М.Б.: — Это «Зайка моя» того времени. Забавно то, что такая легкомысленная песенка оказалась в документах лютеранского собора.
— Почему вы выбрали для игры именно орган? Чем он вас очаровал?
Д.У.: — В детстве я очень много ходил на органные концерты, дома было очень много пластинок с органной музыкой. Мне очень нравилось и то, как звучит орган, и даже то, как музыкант на нем играет, двигает руками и ногами… И, к счастью, так получилось, что я занимался в музыкальной школе, где был орган.
М.Б.: — Конечно, для того чтобы с детства заниматься на органе, нужен доступ к этому инструменту. Орган есть далеко не в каждой музыкальной школе России. Дмитрий занимался на органе с двенадцати лет, потому что в Москве была музыкальная школа с органом. Я же росла в Тюмени, и у меня такой возможности не было. Поэтому в детстве я играла на фортепиано. Орган и фортепиано – две совершенно разные стороны музыки. Фортепиано, как мне кажется, связано с романтикой, со страстями человеческими, орган же – музыка, возвышенная, от страстей здесь переходят к духу. Мне хотелось, играя, чувствовать и то, и другое.
— Бытует мнение, что орган – мужской инструмент, так как игра на нем требует еще и физической выносливости.
Д. У.: — В этом смысле любой инструмент можно назвать мужским, и любой – женским. Разные органы требуют разной физической силы, но у женщины ее, как правило, хватает.
М.Б.: — Конечно, есть органы очень тяжелые по своей механике. И после концерта ты чувствуешь себя, как после занятий фитнесом. Но все равно выдерживаешь. На фитнес же у женщины хватает сил.
— Я слышала, что органисту, как и танцору, требуется специальная обувь.
М. Б.: — Да. На мне как раз сейчас такая обувь — туфли для джазовых танцев. У них очень гибкая подошва и небольшой каблучок. В таких туфлях очень удобно нажимать на педали и пяткой и носком.
— Наверное, творческим людям не всегда легко быть вместе. Разногласий не возникает?
Д.У.: — Бывают творческие споры. Но на самом деле, будучи мужем, я не хотел бы, чтобы главенствовало мнение только одного из супругов. Когда речь идет о музыке или о концертах, живое обсуждение только на пользу. Тогда лучше получается конечный продукт.
— Вам приходится часто расставаться? Каждый из вас ведь много гастролирует.
Д.У.: — Это, конечно, не всегда получается, но мы стараемся ездить вместе. Бывает даже, что отказываемся от гастролей, если приглашающая сторона готова принять только кого-то одного из нас.
Текст: Наталья Бабенко
http://afisha.westsib.ru
www.principal.su
Связанные посты:
- Александр Титов: «Белгородский орган — орган просто выдающийся!» 25 мая в Органном зале Белгородской государственной филармонии прозвучал «Орган...
- Орган для немца — как для русского балалайка Зинаида ШЕМЕТОВА. Выдающийся немецкий музыкант Хуберт Майстер...
- Орган и его органист Первый в Черноземье штатный органист, солист Белгородской филармонии Тимур ХАЛИУЛЛИН...
- Барнаульский орган зазвучит по-новому Любители органной музыки в Алтайском крае могут радоваться В скором...
- В Большом театре вновь звучит орган 20 июля 2012 Пока только для комиссии театра; на Исторической...
Календарь публикаций
Январь 2025 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012