Этого дня в Большом театре ждали долгих 40 лет. Впервые в своей истории главный театр страны открыл двери для любителей органной музыки. Инструмент был спроектирован с учетом особенностей архитектуры зала Большого театра.

На сцене — последние приготовления. Хор распевается, орган, давно названный королём музыкальных инструментов, готовится к партиям соло и к звучанию в ансамбле. Первым номером — фанфары в честь его величества.

Автор партитуры: выпускница Московской консерватории и Лондонской академии музыки, органист Екатерина Мельникова — сегодня в образе Лебедя. Сбывается давняя мечта — попасть на сцену Большого. Уверена: первый органный концерт — начало триумфального шествия самого древнего и самого современного инструмента на Земле.

Екатерина Мельникова, органист, композитор:
— Каждый раз, когда король инструментов попадает в новое пространство, он и там становится королем. Он король театра.

Этого дня в Большом театре ждали долгих 40 лет. На неофициальной премьере экспертной комиссии звучание органа не понравилось. Специалисты от музыки заключили: пока органу не хватает мощи, звук неустойчив. Театральные декорации мешают раскрыться звуку. Представители немецкой компании, которая по индивидуальному заказу проектировала орган для Большого театра, почти год исправляла погрешности.

Штефан Штюрцер, управляющий директор фирмы-изготовителя:
— Делать орган — это очень индивидуально. Это орган не для концертного зала, не для церкви. Нужен орган для оперной музыки.

Почти 2000 труб, 31 регистр и две клавиатуры сделали орган Большого театра одним из лучших по звучанию в мире. Чтобы восьмитонный музыкальный инструмент «раскрылся», на нем играли лучшие органисты. Мастерам удалось добиться полного оркестрового звучания, правда, пока нюансы пока остались. Звук запаздывает.

Евгения Кривицкая, профессор Московской консерватории:
— Здесь одна особенность — акустика. Потому что трубы расположены очень высоко — наверху. И когда я сижу за пультом, я слышу свершено не так, как меня слышит музыкант, находящийся даже в одном метре.

Встроенный компьютер позволяет запрограммировать все смены регистров и быстро менять звучание инструмента — так что даже в небольшом фрагменте органист сможет показать всю палитру тембров. Орган, смонтированный на 10-метровой высоте, солистам дает ощущения даже не полета — космоса.

Светлана Шилова, солистка Большого театра:
— Настолько богатая палитра, которую человеческим голосом невозможно выразить. Поэтому пение с органом — это всегда космос для меня.

В мире существует 40 оперный партитур, в которых используется орган. В программе сегодняшнего — два десятка. От классики до импровизаций. Дальше — богатая театральная жизнь и главные партии в операх и балетах Большого.

Видео здесь

Анастасия Мартынова, Максим Панкин. «ТВ Центр», Москва.

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.