5 октября на сцене ДК «Центральный» впервые в Анжеро-Судженске прошли концерты органной музыки. На мобильном электронном органе играл народный артист Башкирской республики преподаватель Уфимской Академии искусств Владислав Муртазин.


Всего состоялось три концерта: два дневных (для детско-юношеской аудитории) и один вечерний (для взрослых). Отличались они тем, что на дневных выступлениях было больше уклона в просветительские рассказы маэстро (с использованием экрана), и в программе было больше сложных произведений. Во всех концертах участвовал башкирский виолончелист лауреат международных конкурсов Аяз Нухов.
Владислав Муртазин играет на органе уже тридцать лет, из них десять он работал в Европе: был органистом одного из главных католических соборов швейцарской Женевы. Многие годы уфимский виртуоз выступал в разных залах России на больших настоящих стационарных духовых органах. А на таком передвижном электронном органе, с каким он приехал к нам, музыкант выступает три года.
Благодаря агрегату «Хауптверк», этому чуду техники двадцать первого века, и созданному Муртазиным фонду развития органного искусства люди в таких малых городах, как наш, могут услышать органную музыку, минимально отличающуюся от звучания большого духового органа. Автору этих строк приходилось бывать на концертах в органных залах Томска и Омска, и он может подтвердить, что эффект «Хауптверка» действительно велик. Он основан на сэмплерной программе, созданной американскими специалистами, с помощью которой в этот мобильный орган заложены тембры всех многочисленных труб одного из самых известных в мире больших органов, находящегося в готическом соборе в Нидерландах. Его создал знаменитый органостроитель Хинс в 1730 году. Так же, как и у большого органа, у «Хауптверка» четыре клавиатуры, одна из которых — педальная (для ног). Но регистры переключаются не рычагами, а на сенсорной панели. «Хауптверк» для России уникален, больше в нашей стране таких органов пока нет. А упомянутые специалисты из США создали целый звуковой банк звучаний самых известных больших органов мира.
— Собственно, орган — инструмент очень древний, потому что первое упоминание о нём относится ещё к античной Греции, — рассказал зрителям В. Муртазин. — Первый «прадед» органа назывался гидравлосом — с помощью воды создавалось давление, и воздух поступал в трубы. Орган — клавишно-духовой инструмент, это целый большой дом, в котором живут звучащие трубы. Они рядами располагаются на специальных ящиках, которые называются вимпладами — это «лёгкие» органа. Трубы в органе разные — от самых маленьких, величиной со спичку, до самых огромных, которые иногда невозможно обхватить. Трубы бывают и деревянными, и металлическими. У каждой трубы свой звук, свой тембр. Даже в небольшом органе насчитывается несколько тысяч труб. На постройку органа уходит год-полтора времени. В старину не было электричества, а органу необходимо огромное количество воздуха. И поэтому пока органист играл, за органом люди качали меха — переступали с одного меха на другой. И когда на большом кафедральном органе играл великий композитор Иоганн Себастьян Бах, за ним трудились на мехах до 60 человек! Хотя для органов поменьше иногда хватало двоих.
Некоторые из произведений, исполненных Владиславом Муртазиным и Аязом Нуховым, хорошо знакомы многим людям, хотя кто-то из них, возможно, даже не знает, как именно называется знакомая с детства красивая классическая мелодия и кто её автор. Например, величественная «Токката и фуга ре минор» Иоганна Баха является настоящим символом органной музыки и самым знаменитым произведением гениального немца. Ныне она используется в заставке телепередачи «Человек и закон», ей же, например, вдохновлялась шведская рок-группа «Europe», создавая свой лучший хит. Узнаваема и мелодия «Лебедя» Камиля Сен-Санса, в которой солирует волшебная волнующая виолончель. А «Хоральная прелюдия» того же Баха звучит в легендарном фильме Андрея Тарковского «Солярис», будто паря над живым мыслящим океаном далёкой планеты. Звук органа действительно завораживающий, небесный. Она облагораживает человека и возвышает.
И. Шевченко («РИО») фото Э. Пискунова

http://www.riopress.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.