Лето – замечательная пора, которая дарит незабываемые путешествия, яркие впечатления и, конечно же, море музыки. В это время в России и за рубежом проходят всевозможные музыкальные фестивали, проводятся различные летние школы и мастер-классы.

С 8 по 13 июля 2012 года в Высшей школе музыки г. Штутгарта (Германия) состоялась летняя академия для органистов, где своим мастерством поделились ведущие специалисты Европы. В мастер-классах приняла участие и уфимская органистка, заслуженная артистка РБ – Эльвира Хайрутдинова. По приезду она с удовольствием поделилась с нами своими впечатлениями.

— Известно, что в Высшей школе музыки г. Штутгарта преподают лучшие мастера органного искусства, мастер-классы которых ценятся во всем мире. Наверное, было много желающих попасть на эти курсы, как удалось вам?

— Да, желающих было не мало, собралось около 50 участников со всего мира : из Германии, Испании, Кореи, США, Мексики, Словакии, Сербии, Казахстана. Россию представляли 4 человека. Приглашение на эти курсы поступило от профессора штутгарсткой академии, немецкого органиста Юргена Эссла. Этой весной он дал в Уфе два благотворительных концерта по программе ЮНЕСКО. Я была его ассистентом. Порекомендовав мою кандидатуру организаторам курсов, он также очень помог разобраться с особенностями подачи заявки.

— Какие органисты давали мастер-классы?

— Нас обучали известные во всем мире концертирующие органисты и педагоги, среди которых Людгер Ломан, Бернхард Хаас, Джон Лауквик, Юрген Эссл и органист из Италии – Луиджи Фернандо Тальявини (Болонья). Побывать на их уроках – мечта многих органистов. Также нам продемонстрировали и позволили поиграть на исторических инструментах. Это были невероятные ощущения – прикоснуться к органу, на котором играл сам И.С. Бах.

— Это действительно потрясающе! Расскажите поподробнее об этих инструментах.

— Неслучайно в Штутгарт приезжают студенты со всей Европы: в стенах академии находятся инструменты, поиграть на которых вы можете, только поехав в Италию, во Францию или объездив несколько городов Германии. А здесь, пройдя от одного до другого класса, можно встретить такие органы, как: исторический итальянский барочный середины XVII в. (нетемперированный, «добаховский»), французский и немецкий барочные, французский и немецкий романтические середины XIX в., а также «баховский», на котором играл сам Иоганн Себастьян Бах. Также в концертном зале находится большой универсальный концертный орган, и, кроме того, еще несколько инструментов для занятий. Это уникальный инструментарий для большинства европейских высших школ музыки. Нам дали прекрасную возможность ознакомиться со всеми типами органов, что необходимо для формирования представлений о стилях и принципах игры.

— А как строилась программа мастер-классов?

— Программа курсов была очень насыщенной. На уроках были охвачены все основные жанры органной музыки — каждый из педагогов специализировался по своей теме: Юрген Эссл – токката, Бернхард Хаас – прелюдия и фуга, Джон Лауквик – соната и симфония, Людгер Ломан – пассакалия и чакона, Луиджи Тальявини – итальянская музыка. Один из дней был экскурсионный: мы побывали на католической службе, проводимой Папой Хьюго в церкви св. Петра и Павла, где познакомились с историческим органом Walker 1854 г., а демонстрацию регистров инструмента провел органист Маркус Грохманн. Каждый вечер посещали различные концерты – учеников и педагогов академии, а также немецкого органиста Фридемана Виланда, который играл на историческом органе Walker 1904 г. в церкве Св. Георгия (г. Ульм).

— Расскажите о ваших впечатлениях, что дали вам эти курсы?

— Я получила огромное удовольствие от поездки, массу впечатлений, новые знания. Впервые за мою карьеру мне удалось побывать на мастер-классах у лучших органистов Европы, а увидеть и прикоснуться к уникальным историческим инструментам – была моя давняя мечта. Поэтому хотелось бы выразить благодарность руководству филармонии за финансовую поддержку.

— Скоро открытие сезона, и в рамках VI Международного органного фестиваля состоится ваш сольный концерт, что будет нового?

— Полученные знания, эмоции и ощущения, несомненно, обогатят мой репертуар. Прикоснувшись к историческим органам с их неповторимым звучанием, я иначе слышу и понимаю старинную музыку. Произведения, за которые раньше не бралась, теперь смело могу включить в свою программу, потому, что есть уверенность в том как их нужно исполнять и как донести образ до слушателя. На концерте 29 октября прозвучат сочинения И.С. Баха, Н. де Гриньи, Г. Муффата, Э. Жигу, С. Франка, Ф. Мендельсона.

— Благодарим за интересную беседу, и будем с нетерпением ждать Ваши концерты.


Хотелось бы добавить, что в новом концертном сезоне слушателей порадует звучание их любимого органа, так как немецкая фирма «Sauer» отремонтирует и обновит инструмент.

В. Лихачёва    http://www.bashgf.ru

 

www.principal.su

 

Comments are closed.