В канун католического Рождества 21 декабря в Московском международном доме музыки зазвучит самый большой орган в России.

Сегодня в нашей стране очень мало органов. Больше всего в Российской империи их было до революции — около 2000. Правда, органы у нас делали и в XVIII веке, и, видимо, раньше, а первые из них, как говорят, вообще появились в Древней Руси (это потом уже православное духовенство решило, что в храме Божьем должен звучать только человеческий голос). Но по-настоящему органный Ренессанс в России пришелся на XIX век. Тогда на органах играли не только в иноверческих церквях, но и во дворцах вельмож, а в столицах работали свои русские мастера. Однако к концу XIX века в Европе сформировались мощные органные фирмы, их продукция была относительно дешевой, и наши мастера быстро поразорялись. Кстати, органов в России стало много после реформ Петра I, как только к нам хлынули толпы иностранцев. В этом смысле органы были своего рода индикаторами инвестиционной привлекательности. Чем больше их в стране, тем более она открыта миру.

Сегодня, как утверждают специалисты, в России около сотни этих инструментов. Хотя установить, сколько их точно, невозможно: органы появляются и исчезают, их переносят, какие-то реконструируют, какие-то разбирают. Центром органного мира обычно называют Западную Европу. И не только по количеству инструментов, но и по их ценности. К примеру, в Америке тоже много органов, но, говорят, гораздо меньше исторически значимых. Кстати, по данным американских исследователей, в США и Канаде каждый год создается порядка 100 — 200 инструментов. Специалисты затрудняются назвать самые главные органы в мире. Если брать по величине, то много больших органов в Америке (у одного из Атлантик-Сити целых 30 тысяч труб). Там же — самые авангардные. Например, интересный орган установлен в концертном зале Уолта Диснея в Лос-Анджелесе. Этот зал построен не чуждым эксперименту архитектором Фрэнком Гэри (автором необычного здания Музея Гуггенхейма в Бильбао). Он же приложил руку и к созданию органа. Те, кто видел этот инструмент, говорят, что его трубы просто-напросто торчат в разные стороны. Самый большой церковный орган находится в Германии. Если вспоминать экзотические экземпляры, то, например, на Филиппинах есть орган из бамбуковых труб. Орган — сугубо индивидуальная работа. Да, у него могут быть фабричные детали, но все остальное обязательно монтируется вручную. Специалисты фирмы-производителя сначала строят его в павильоне, а затем уже приезжают на конкретное место, оценивают его, укрепляют пол, если необходимо, и начинают установку. «Каждый орган требует особого, бережного отношения, вплоть до поддержания определенных температуры и влажности в помещении, где он установлен, — говорит российский представитель фирмы «Глаттер-Гёц Оргельбау» (эта фирма, осуществлявшая установку органа в зале Диснея, вместе с компанией «Оргельбау Клайс» занималась и инструментом в ММДМ) Олег Макаров. — А главные враги органа — это сквозняки. Из-за них он быстро расстраивается. Но чем чаще орган настраивают, тем короче у него жизнь». Открытие органа в ММДМ — действительно важное событие: такой инструмент устанавливается не каждый день. Например, по числу труб он сравним с коллегой из зала Диснея (около 6000 тысяч). А по числу регистров — их 84 — вообще крупнейший в стране. К примеру, у органа, действующего в Концертном зале имени П.И. Чайковского, «всего» 81 регистр. Помимо того, что орган в ММДМ самый большой, он еще и наиболее продвинутый в России. Его компьютер связан с помощью телефонного кабеля с фирмой-производителем, располагающейся в Германии. Специалисты фирмы могут контролировать состояние инструмента, не приезжая в Москву. Кроме того, у нас еще не было органа с таким количеством мощных басовых труб. Эти трубы дают низкий, фундаментальный звук, который смогут оценить гости уже на инаугурации.

Кирилл ЖУРЕНКОВ
декабрь 2004

 

Больше информации здесь- http://www.gg-organs.ru/arch/in-sv-mmdm.pdf

 

Comments are closed.