- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Торжество сдержанности
Автор: Анна Инфантьева
Кшиштоф Латала, органный концерт
Кемеровская областная филармония
Органист Кшиштоф Латала порадовал кемеровскую аудиторию подбором репертуара. Польские органисты предпочитают играть Баха и Листа, а произведения своих соотечественников, обычно малоизвестных русской публике, обходят стороной. Латала же решил сосредоточиться именно на польских композиторах и Бахе, поровну поделив между ними каждое отделение концерта.
Огромный опыт исполнения церковной музыки сказался не только на предпочтениях Латалы, но и его манере самоустраняться из исполняемой музыки, предоставляя говорить композитору. Концерт начался прелюдией Яна Подбельского и фантазией анонимного польского автора – камерными лиричными произведениями, которые были исполнены предельно деликатно, с акцентом на мелодиях, что к ним очень шло. Но не на любом материале такой подход удачен.
Баха Латала играл почти подряд, не перемежая произведениями других композиторов. Фантазия соль минор и пассакалья до минор звучали строго и даже как-то энциклопедично – без какой-либо попытки внести момент интерпретации. Предельно ясная фразировка, которая, видимо, вообще свойственна Кшиштофу Латала, и точное следование тексту создали ощущение некоторой рафинированности, даже схематичности. Из-за этого создалось ощущение, что музыку аккуратно разложили на части, чтобы показать, из каких деталей она состоит.
Во втором отделении прозвучал эксцентричный для местной публики номер – кантата Генриха Горецкого. Кемеровский орган не помнит, чтобы на нём когда-нибудь исполнялась атональная музыка. А тут ещё и такое редкое произведение как кантата op. 26. Так что один только факт её звучания можно считать событием. Органист решил подготовить слушателя и рассказал историю исполнения этой музыки. Латала вспомнил, как после премьерного исполнения кантаты в Краковской филармонии к нему на инвалидной коляске подъехал ветеран Второй мировой и сказал, что эта музыка напомнила ему боевое столкновение в Нормандии при открытии второго фронта. Произведение это действительно бескомпромиссное, как взрывной снаряд. И то ли органист находится под обаянием этой ассоциации с боевыми действиями, то ли он вышел далеко за пределы зоны своего репертуарного комфорта, но кантата звучала у него как огромная нерасчленённая глыба. Всё произведение он сыграл на фортиссимо, хотя в партитуре есть динамические оттенки. И в результате музыка от начала и до конца звучала слишком ровно, будто стояла на паузе. И не будоражила воображение, а просто сметала его.
Далее следовал ещё один композитор ХХ века – Мечислав Суржиньский. Из его произведений органист выбрал самую популярную у исполнителей импровизацию на тему старинного польского церковного песнопения «Святый Боже», ор. 34. В этой музыке с незатейливой гармонией органисту удалось подчеркнуть её главное достоинство – ясную и запоминающуюся мелодическую линию. Манера игры органиста, вдумчивая и отстранённая, идеально подходит к музыке, которая не требует ярких акцентов и неожиданных интерпретаций. Этот номер можно назвать самым удачным во всём концерте – потребности музыки и возможности исполнителя в нём полностью совпали.
Токката ре минор Баха, заявленная в программе, в концерте не прозвучала. И на общем впечатлении это сказалось положительно – у органистов стало дурным тоном непременно закрывать концерт этим произведением. Или хотя бы сыграть на бис. Латала этой всеобщей болезни избежал и исполнил вместо токкаты фугу соль минор. И она стала прекрасным завершением – прозвучала строго, без излишней мягкости и плавности, которые обычно вредят этому произведению. Хотя, опять же, несколько бесхарактерно.
http://kbanda.ru
www.principal.su
Нет связанных постов
Календарь публикаций
Январь 2025 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012