- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Такое возможно только по любви: история о том, как учатся играть на органе
Орган — один из самых сложных в освоении инструментов. Два (а порой и больше) мануала, ножная клавиатура из 32 клавиш, регистры и швеллеры (педали, регулирующие громкость)… Да и сам инструмент размером с дом. Представить, что кто-то самостоятельно разберется во всем этом, научится играть, довольно трудно. Но и такое бывает. Мы познакомились с Яной Тарасовой, которая идет этим непростым путем.
«Я — не органист, а теоретик, музыковед. Училась играть на фортепиано, а орган — это моя любовь, с детства. Услышала музыку Баха, конечно, в записи, на пластинке. Где научат играть? В консерватории. С недавних пор и в нашем, владимирском колледже культуры и искусства, есть факультатив. Увы, когда я его заканчивала, такого не было. По большому счету, я — самоучка. Спрашиваю о нюансах органистов, которые приезжают во Владимир. Интернет, к счастью, есть. А в нем — учебники. Плюс как музыковед обладаю нужной базой».
Мы встретились в католическом храме св. Розария. Здесь Яна и ее дочь Настя время от времени дают концерты. И беседа наша шла во время подготовки к выступлению.«Да, учиться непросто — дома инструмента нет. Фортепиано — это совсем другое, там функцию ног выполняет левая рука. Для органа нужна иная координация движений, крайне сложно совместить все эти действия. Это чем-то похоже на танец. И я очень благодарна настоятелю храма отцу Сергию и руководителю концертного отдела Наталье Каданцевой. Благодаря им у меня есть возможность репетировать, учиться».
Чтобы пересчитать все владимирские органы, хватит, пожалуй, пальцев одной руки. Так что вопрос площадки, где разрешат учебу и репетиции, весьма тонкий.«Поскольку я музыковед, то в городе меня знают именно в этом амплуа. Веду программы на радио, меня приглашают на различные мероприятия, концерты именно рассказать о том, что же будет звучать. И в этом храме уже лет 10 точно меня приглашают вести концерты как музыковеда. Но любовь к органу не угасала. И я однажды сказала: „Как же хочется поиграть!“. И Наталья разрешила. Из простого интереса выросла вот такая история».
Вот уже два года время от времени Яну можно увидеть в амплуа музыканта, а точнее — услышать ее игру. И кроме органа во время таких концертов часто звучит флейта. Эта партия — за Настей.«Дело в том, что это дочка меня привлекла к выступлениям, а не я ее. Сейчас Насте 14. А когда ей было года 3-4, мы пришли сюда, на один из концертов. Услышала она, как звучит флейта. И сказала: „Буду играть на этом инструменте“. Я как музыковед сказала: „Ну что ты, какая флейта?“. И сначала Настя отправилась учиться игре на фортепиано. Поступила, получила красный диплом. Дочка — прекрасная пианистка, у нее абсолютный слух, с листа читает трудные произведения.
Но любовь к флейте осталась. И пожалуй, практически сразу мы начали брать частные уроки игры. Почему частные? Настя у нас посещает все: хор, ансамбль… живет в музыкальной школе. И завуч попросту не готова была брать ее на второе отделение из-за слишком большой нагрузки на ребенка. Года два-три это продлилось. А потом педагоги поняли, что она все равно учится игре на флейте, несмотря на трудности. И уже в следующем году Настя окончит школу по классу флейты.
А поскольку инструмент и занятия Насте нравятся, она сама захотела сыграть со мной вместе. Наши эксперименты послушала Наталья, похвалила дочку и предложила присоединиться к работе концертного отдела».
История выступлений только звучит просто. На деле же в каждый часовой концерт вложено огромное количество труда и любви. Пример — июльское выступление.
«Готовиться начали в апреле. Приходили на репетиции при первой возможности, помните ведь, что все было закрыто, меры безопасности. Примерно трижды в неделю, по четыре часа мы играли. Оно того стоит! Просто я не органист, чувствую себя неуверенно, если не выучу наизусть. И мне нужно больше времени. Но мы ведь никуда и не торопимся, получаем удовольствие от процесса».
Большая любовь Яны началась с Баха. Он и сейчас есть в репертуаре. Но этим композитором список не ограничивается.
«Все зависит от места и тематики выступления, мы ведь играем не только здесь, еще и в центре ИЗО, в ОДРИ, в библиотеках и т. д. Соответственно, репертуар довольно широкий. Я сама пишу музыку, есть несколько моих пьес. Какие-то произведения, которые Настя играла в школе. Например, вы слышали во время репетиции Генделя. Как раз его Настя учила в школе, а мы его адаптировали к органу. И звучит он в барочных красках, очень органично и уместно.
Играть только Баха довольно сложно, сложно для слушателя. Нужна подготовленная публика. А без вступительной музыковедческой речи воспринимать его может быть не всем легко. Поэтому собираем разноплановую программу. И Бах, и Гендель, и Вивальди, и Ридинг…»
А возможны ли адаптации, скажем, рок в классическом звучании? Или просто современная музыка? Органу и такие игры под силу.«Именно в храме вряд ли вы услышите нечто подобное. А вот на других площадках такое вполне уместно и возможно. Например, мы включаем в программу музыку из фильмов, в том числе из „Гарри Поттера“».
Мы начали с того, что орган — инструмент редкий, но это только добавляет ему популярности.«Показательны были рождественские концерты. В храме ведь не аплодируют после каждого произведения. Аплодисменты звучат только в начале и в конце выступления, когда музыканты выходят к публике, чтобы поклониться. И зимой людей в храме было так много, что нам с трудом удалось пройти на поклоны».
Услышать органный концерт в храме святого Розария можно по субботам. В 18:00 начинается выступление музыкантов. Отметим, что каждый концерт — благотворительный. Не обязательно за инструментом будет Яна — во Владимир нередко приезжают исполнители из других городов. Но в любом случае, насладиться волшебством музыки и влюбиться в орган можно, было бы желание познакомиться с ним поближе.
www.principal.su
Связанные посты:
- «История любви» www.principal.su...
- Академический рок, или как на органе не только Баха играли Мария Блажевич выступила в Волгограде с концертом органной музыки...
- Играть на органе – сложнейшая наука В заставленном декорациями тупике я поняла, что на...
- Юные незрячие музыканты пробуют играть на органе, который старше их на 100 лет Юные незрячие музыканты пробуют играть на органе,...
- Не только Бах 17 апреля в цикле органных концертов в католическом храме святых апостолов...
Календарь публикаций
Апрель 2024 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012