Мой собеседник – Светлана Бережная, заслуженная артистка России, входит в пятёрку лучших органистов нашей страны. А ещё она – успешный менеджер, генеральный директор Северо-Кавказской государственной филармонии имени В.И. Сафонова. Человек, безумно влюблённый в музыку. Мы беседуем в органном зале г. Ессентуки сразу после концерта «Баховские откровения», которым открылся уже ставший традиционным «Бах-фестиваль».

berezhnaja

Я не нашёл и Интернете информации о месте её рождения. Оказалось, что родилась она здесь. А училась в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Брабанте (Нидерланды).

«Я – человек мира: училась везде и учусь до сих пор», — так началась наша беседа.

А когда впервые к Вам пришло осознание того, что живёте в каком-то особенном регионе?

Ещё в детстве. Я очень любила возвращаться сюда на каникулы. Ведь когда я уехала отсюда учиться, мне было 11 лет. Но я всегда очень любила сюда возвращаться. Я всегда воспринимала это место как свой дом. Так как я выросла в семье музыкантов, то всегда знала, что это уникальный регион, куда тянулись все великие писатели, художники, музыканты. И я понимала, что в этом месте есть что-то святое. Я тогда ещё не осознавала, что именно, но это зерно во мне было с самого рождения.

Для меня уникальность Кавказа начиналась, пожалуй, с понимания его культурной составляющей. Но когда я уезжала в другие места, мне всегда не хватало одного – этой природы, не хватало этих гор.

Но не так давно я нашла место, которое дарит такие же впечатления, такие же ощущения. И вот в этом году мы с моим другом начали проект «Русская Швейцария». Я часто езжу в Швейцарию, я играю там. Он приезжает сюда, играет здесь. И мы делаем швейцарский проект. Итальянская часть Швейцарии удивительно похожа на наши места. По ощущениям, по тому, какие там живут люди. Там очень гостеприимные люди, они очень хорошо относятся к русским. Там много и часто бывали Рахманинов и Чайковский. И я хочу сказать, что для меня на сегодняшний день этот регион — это Русская Швейцария. В своё время было хорошо задумано умными людьми — сделать здесь курорт и высветить эту природную красоту, этот удивительный ресурс — нарзан и другие минеральные воды. Высветить культурой для того, чтобы привлечь сюда элиту, для того, чтобы привлечь сюда просвещённых людей. Чтобы здесь можно было лечить не только тело, но и душу.

Для меня этот регион сейчас обрёл европейское значение, потому что как руководитель филармонии очень много сюда приглашаю музыкантов из разных стран. И когда мне задают вопрос, например, американские органисты или французские дирижёры, или итальянские скрипачи: «А Кисловодск, Пятигорск — это что, это где?», я им говорю – это Русская Швейцария. И все сразу понимают, что это такое, и чего им ждать от поездки сюда.

Никогда не забуду, как приехал сюда швейцарский дирижёр Симон Камартин, который живёт в Дисентисе, в высокогорных районах Швейцарии, и сказал, что здесь более суровая природа. «У нас она такая приглаженная, а здесь очень много есть naturel, настоящего, нетронутого».

Для себя я бы на одну чашу весов положила культуру, а на другую — природу. И я не знаю, что бы перевесило.

А Северный Кавказ — это музыкальный регион?

Конечно. Как в любом многонациональном регионе, здесь рождаются очень талантливые люди. Когда национальности ассимилируют, когда они приспосабливаются друг к другу — их культуры взаимообогащаются.

А с каким музыкальным инструментом у Вас ассоциируется Кавказ?

Исторически это, наверное, дудук. Для меня это так ещё и потому, что у меня есть армянские корни.

Когда Вы слышите слово «Кавказ», какая мелодия у Вас возникает?

Когда человек занимается исполнительским искусством, он в этом случае просто не может выбрать какое-то одно произведение. Это может сделать только человек, сидящий в зале. Мне приходит на ум множество произведений, потому что как музыкант я — человек многоликий. И мое настроение, и мои предпочтения могут меняться в минуту несколько раз. Сегодня я играю французских авторов – и я обожаю Францию, завтра я играю «Итальянский каприз» — и я без ума от Италии. А если я играю «Французский променад» — я влюблена в Париж.

Как можно хорошо делать что-то, если ты не влюблён? Я как-то провела эксперимент. У меня есть переносной орган, он закрывает звуком четырёхсотместный зал. Я его загрузила в «Газель» и поехала в те места, где нет органа. Мне захотелось узнать, насколько интересен этот инструмент разным слушателям. Везде, в каждом регионе, я всегда в конце концерта ставила свою импровизацию на тему местной очень известной старинной песни. Во Владикавказе я играла осетинскую песню, в Калмыкии – калмыцкую. Даже название помню – «Журавушка». О том, как журавли летят. И я нашла в органе определенный ассоциативный ряд тембральный. Орган – как изобразительный инструмент, он может сыграть музыку любого народа. Только очень важно влюбиться в то место, куда ты приехал, и желание наполнить его своей любовью. Потому что, что такое музыка и что такое любовь? Когда человек полон любовью – он делится ею, когда человек полон музыкой – он тоже делится ею. И ему уже не важно, слушают его или нет. Он все равно будет играть.

Готовы ли Вы всех россиян пригласить на Северный Кавказ?

Всех – нет. В год филармония принимает 600 000 человек публики на своих концертных площадках. Это много, мы забираем на себя больше 25 процентов приезжающих на Кавказские Минеральные Воды. Мы очень хотим в своих залах видеть публику. Другой разговор, что я хочу видеть адресную публику. Видеть здесь, приглашать сюда я бы хотела людей, которые умеют ценить и любить Землю, нашу планету. Которые способны приехать и обнять этот мир. Здесь есть священные места не только в культурном отношении. Я чуть-чуть увлекаюсь эзотерикой и считаю, что здесь есть энергетически важные места, куда необходимо прийти, чтобы наполниться. А для этого нужно иметь чистую душу и это самое желание — желание наполниться.

http://23rus.org

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.