Цифровой орган состоит из рабочей части – консоли  (здесь две клавиатуры, а на трубном концертном органе – три), педали  и акустической системы.  Вес инструмента – более 200 кг. Фото: Станислав Савин

Цифровой орган состоит из рабочей части – консоли (здесь две клавиатуры, а на трубном концертном органе – три), педали и акустической системы. Вес инструмента – более 200 кг. Фото: Станислав Савин

В преддверии 80-летнего юбилея Свердловской филармонии, который будет отмечаться в следующем году, стала возможной реализация проекта «Передвижной органный зал». Благодаря гранту губернатора, филармония приобрела в Голландии уникальный цифровой орган, который уже в ближайший понедельник (8 июня) отправится в тур по четырём городам области.

О необычном музыкальном инструменте и предстоящем туре «ОГ» рассказал органист Свердловской филармонии Тарас Багинец.

Тарас Багинец помимо исполнительской деятельности в последние годы участвовал в нескольких проектах по реконструкции, реставрации и постройке новых органов. Фото: Станислав Савин

На встречу мы пришли, не скрывая своего скептицизма. Настоящий орган – очень больших размеров, и его не то что вывезти, а просто вынести из зала не представляется возможным. А перед нами, думали мы, наверняка окажется лишь подобие королевского инструмента – синтезатор. Но сомнения развеял сначала сам вид инструмента, а потом – и пояснения музыканта.

– Синтезатор, – рассказал органист, – это аппарат, звук которого создаёт компьютер. Ну и качество этого звука, соответственно, очень условное. В нашем – цифровом – инструменте каждый звук записан с настоящего трубного органа. К каждой его конкретной трубе (инструментов было несколько, но все они – из числа лучших в мире) подставляли микрофон и записывали. В первую очередь – начало звучания, потому что звук из органной трубы выходит с таким «плевочком» – «пум-пум-пум»… Затем само звучание и, наконец, снятие. Потом эта информация была занесена в банк музыкальной памяти цифрового органа. То, что мы слышим, когда органист нажимает клавишу, – это не синтез звука, а реальное звучание конкретного органа.

 

– Тарас, но вы в своё время рассказывали, что, когда учились в Харьковском институте искусств, ваш интерес к органу начался именно с электронного инструмента…

– Не совсем так. Это были 80-е годы, таких технологий, как сейчас, ещё не было, а к концертным органам студентов не допускали – учиться приходилось на простеньких инструментах. И это был не цифровой орган, а синтезатор, и назывался он «Прелюдия».

 

– Вы выступали в лучших концертных залах мира, а теперь едете в небольшие города, где многие вообще орган никогда не слышали. Придётся, наверное, искать к публике особый подход?

– Приведу в пример Европу – там нет различия между публикой в крупных городах и жителями глубинки, потому что так или иначе обеспечена равнодоступность к искусству. Сел в автобус или машину, час по автобану – и ты уже в любом городе. Всё компактно, мобильно. У нас с этим сложнее. Многие люди просто не могут выбраться к нам в филармонию по разным причинам. И мы пытаемся это исправить – при помощи тех же виртуальных залов, предоставления транспорта тем, кто хочет к нам приехать, и вот теперь – передвижных концертных залов. Если первый концерт у нас получится успешным, то они станут постоянными. Думаю, в скором времени слушатели из Асбеста, например, не будут отличаться от искушённой екатеринбургской публики. А пока мы станем играть более знакомую слушателям музыку – это программа с уклоном в барокко – много музыки Баха и его современников. Также у нас составлена отдельная программа для детей – несложные произведения, которые ложатся на ухо с первого раза: мелодии из мультфильмов, музыкальных зарисовок. Должно быть весело.

 

Расписание органного тура:

  • 8 июня – Асбест
  • 9 июня –Каменск-Уральский
  • 10 июня –Заречный
  • 11 июня – Ревда

http://www.oblgazeta.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.