Агенство „Latvijas Koncerti” предлагает погрузиться в предпасхальные настроения, побывав на исполнении „Страстей по Марку” И. С. Баха и мировой премьере „Страстей по Луке” Эрика Эшенвалдса. Концерты состоятся 4 апреля в 19 часов в Домском соборе и 5 апреля в 19 часов в резекненском концертном зале „Gors”.

На концерте выступят солисты Иева Парша, Элина Шимкус, Сергей Егерс, Янис Куршевс, Даумант Калниньш, хор Латвийского радио и камерный оркестр „Sinfonietta Rīga”, дирижер Сигвард Клява. Концерт является мероприятием программы культурной столицы Европы „Рига-2014”.

”Страсти по Луке„ были инициативой Сигварда Клявы. Десять лет назад я написал опус ”Страсти и Вознесение Христа„ (”Kristus ciešanas un augšāmcelšanās»), и это были первые музыкальные ощущения, первая попытка переложить этот рассказ на музыку.

Лука показывает Христа как Сына Человеческого, и эта человечность очень присутствует в Евангелии от Луки. Мое повествование в музыке начинается с момента, когда Пилат отдает Христа во власть толпы: плачут жены, люди делят его одежды, а солдаты перебрасываются костями.

Этим драматическим событиям должно было быть противопоставлено что-то светлое из прежней жизни Христа, светлые эпизоды детства, когда младенец спит, а мать читает вечернюю молитву.

Также то, что Христос вырос, и вероятно, освоил ремесло своего отца Иосифа, плотника. Очень сильные ощущения дает осознание того, что десять лет назад его рука гладила дерево, обрабатывая его, а сейчас в Крестном пути на Голгофу ему нужно нести это дерево. Это контраст и одновременно чудо – спасение человечества через крест. Об этом и рассказывает опус. Солисты в нем не исполняют конкретные роли, кроме Дауманта Калниньша, который будет Блудным сыном, потому что только в Евангелии от Луки встречается притча о Блудном сыне. Исследуя, чем это Евангелие отличается от других, я понял, что хочу рассказать в музыке эту притчу», — поведал композитор Эрик Эшенвалдс.

От „Страстей по Марку” осталось только либретто, а большая часть партитуры погибла. Немецкий дирижер, органист и композитор Дитхард Хельман реконструировал произведение, и впервые оно было исполнено в 1964 году. В Латвии эта отреставрированная версия впервые прозвучала под управлением Сигварда Клявы в Страстную пятницу 2005 года. Важно отметить, что „Страсти по Марку” — это не только археологический реликт, интересный узкому кругу специалистов, но и великолепная музыка, преподносящая весть о смерти Христа с характерным для Баха одухотворенным лаконизмом, горечью и божественной красотой.

http://riga2014.org    
www.principal.su
 

Comments are closed.