Леонид Исаакович РОЙЗМАН

Среди воспитанников нашего училища немало выдающихся музыкантов, вписавших славные страницы в историю советского музыкального искусства. Таков Леонид Исаакович Ройзман, ныне профессор Московской консерватории, Заслуженный деятель искусств РСФСР, доктор искусствоведения.

Леонид Исаакович получил прекрасную фортепианную школу уже в стенах училища в классе Б.М. Медведева, в то вреда заведующего фортепианным отделом. Здесь же произошло знакомство с замечательным музыкантом, органистом, профессором консерватории Александром Федоровичем Гедике, который вел в училище класс камерного ансамбля. Общение с этим выдающимся человеком повлияло на весь дальнейший жизненный путь Ройзмана, окончившего московскую консерваторию и аспирантуру уже по двум специальностям: фортепиано у проф. А.Б. Гольденвейзера и органа у проф. А.Ф. Гедике.

Став преемником Гедике в консерватории, Л.И. Ройзман сыграл беспрецедентную роль в развитии советского органного искусства. К началу его деятельности как органиста в нашей стране было всего 2 концертных органа (Зал им. Глазунова в Ленинградской консерватории и Большой зал Московской консерватории). Организовав в 1958 году постоянную комиссию по органостроению, Леонид Исаакович начинает активную работу по установке новых и реставрации и реконструкции старых инструментов. За прошедшие годы установлено около 60 концертных органов и практически во всех столицах союзных республик и крупных городах страны, включая Сибирь и Среднюю Азию.

Во многих республиках уже созданы национальные органные школы силами и энергией воспитанников Л.И. Ройзмана. Для примера можно указать активную деятельность Леопольда Дигриса в Литве, Этери Мгалоблишвили в Грузии, Владимира Тебенихина в Казахстане.

Нельзя не отметить и выдающуюся роль Леонида Исааковича как исследователя органной культуры России. В течение 30 лет он по крупицам собирал ценнейший материал, изучая архивы, летописи, первые русские печатные издания, огромное количество периодики, начиная со 2 половины XVIII века. Результатом этой деятельности стал уникальный труд «Орган в истории русской музыкальной культуры», буквально перевернувший все наши представления по этому вопросу.

Кроме этого, Ройзманом написаны книга «Органная культура Эстонии», огромное количество статей по вопросам исполнительства и фортепианной педагогики, Ройзман – редактор сборников педагогического репертуара, почти всех клавирных сочинений И.С. Баха, Генделя, сонат Гайдна, фортепианных концертов Гайдна, Моцарта, Вебера, Мендельсона, Римского-Корсакова и др. Леонид Исаакович – член Международной редакционной коллегии Нового издания полного собрания сочинений И.С. Баха.

За всей этой кипучей и удивительно многогранной деятельностью Леонид:, Исаакович никогда не забывает о родном училище. На протяжении многих лет он вел класс специального фортепиано в училище. Благодаря его инициативе в здании училища в 1967 и 1968 году были установлены два органа, и учащиеся получили прекрасную возможность приобщиться к великому органному искусству.

В училище преподавали и преподают ученики Ройзмана разных выпусков: Лариса Васильевна Мохель, преподаватель специального фортепиано, ученица, а затем жена и коллега Леонида Исааковича, Борис Александрович Романов, Галина Васильевна Семенова, Татьяна Николаевна Голик, а также автор этих строк.

А.М. Шмитов

http://www.amkmgk.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.