Международный музыкальный фестиваль «Мир. Эпоха. Имена…» завершился. Вопреки экономическим сложностям он вышел даже масштабнее, чем в прошлом году. Искусство было настоящим во всех смыслах этого слова.
«НГ» удалось побывать почти на всех концертах фестиваля. И на каждой из площадок — прекрасный звук, хорошая организация, довольные музыканты и всегда полные залы. Билеты, как рассказывают в пресс-службе филармонии, почти все были раскуплены задолго до открытия фестиваля.
— Интерес людей действительно оказался ожидаемо высоким, — отметила директор Ульяновского Дома музыки Лидия Ларина, — возможно, благодаря слаженной работе всех, кто занимался фестивалем. Им и Министерству культуры России, которое помогло нам финансово, огромное спасибо!
ОРГАН И ГИТАРА ДЛЯ СИЛЬНЫХ ДУШОЙ
Лука Массалия, органист церкви «Мадонна — хранительница ангелов» в Турине, прибыл в Ульяновск одним из последних — на момент нашей беседы с ним он даже не успел по нашим улицам прогуляться. Зато почувствовал музыкальную атмосферу — совсем как в других городах Восточной Европы.
— В России я в первый раз, но до этого бывал в Белоруссии, в Украине (Донецке), других странах этого региона. И везде меня принимают по-особенному, — рассказал он. — В Западной Европе нет такого интереса к органной музыке. Но вы сохранили духовность.
Вы остались сильны душой.
Итальянский маэстро исполнял такие произведения, которые ульяновская сцена не слышала еще никогда: сочинения композиторов XX века на фольклорные мотивы стран мира.
А вот звезда чикагского джаза Дейтра Фарр, напротив, была старомодна: вместе с коллективом Вадима Иващенко она показала жителям города блюз таким, каким он был в начале прошлого века. Печальным, но огненным, страстным и ритмичным.
— Конечно, блюз может быть только американским, это музыка, родившаяся в годы нашего рабства, и здесь, за границей, мы делимся своими чувствами, — сказала Дейтра. — В России блюза быть не может, тут есть своя музыка и своя культура. И да, она мне тоже близка: в моей крови есть где-то пять процентов русской, и я пью водку.
Каждый из этих концертов мог стать отдельным музыкальным событием! Но за ними были и авангардные фьюжн-ребята из кварте-та «Черный квадрат», и чудесный гитарист из Франции Жюдикаэль Перруа. Он, кстати, исполнял на гитаре произведения Баха и Паганини — то есть показывал ульянов-цам почти невозможное.
СКРЯБИН ВСТРЕЧАЕТ РАХМАНИНОВА
Венцом фестиваля стало его закрытие — двойной концерт Российского национального оркестра под руководством севшего за фортепиано главного дирижера коллектива Михаила Плетнева.
— Михаил известен в мире не только как дирижер, но и как безукоризненный пианист, — объяснил «НГ» заслуженный артист России Марк Кадин, — так что когда мне предложили дирижировать концерт, на котором он будет солировать, я сразу же согласился. К тому же мне хорошо известен Российский национальный оркестр, он для меня родной.
Именитые музыканты исполняли два концерта для фортепиано с оркестром: Fis-moll, op. 20 Александра Скрябина и С-moll, op. 18 Сергея Рахманинова.
— Обычно никто не берется исполнять за раз два таких грандиозных концерта, — поделилась начальник отдела региональных связей Московской государственной академической филармонии, заслуженный работник России, лектор-музыковед Ольга Нецветаева, — так что жители города увидели поистине уникальный, высшей сложности концерт.
Впервые встретившись на сцене Большого зала Ленинского мемориала, эти концерты Скрябина и Рахманинова раскрылись совершенно по-разному. Мрачный и таинственный, минорный классически-скрябинский надрывный концерт первой части оказался так не похож на тоже минорный, но в разы более светлый концерт второй! Эти светлые не без тоски ноты Рахманинова закрыли фестиваль.
— Мы видим, что «Мир. Эпоха. Имена…» стал визитной карточкой музыкальной жизни нашего региона, — отметил губернатор Сергей Морозов, открывая вторую часть концерта. — Однако с закрытием фестиваля музыкальная жизнь не заканчивается: совсем скоро нас ждут новые чудесные концерты.
Наверное, визитной карточкой фестиваль стал потому, что он сделан не для галочки. Он был настоящим — от первой и до последней ноты.

Андрей ТВОРОГОВ 

http://ulpressa.ru
www.principal.su
 

Comments are closed.