фото Евгений Корюкин
Наше путешествие начинается с кабинета главного администратора Органного зала Елены Анатольевны Онушко. Она показывает нам огромный ключ-символ, подаренный к открытию отреставрированного здания в 1982 году. Здесь же лежат две палочки благовоний, которыми однажды окуривала здание специально вызванная девушка-экстрасенс — романтические мысли и мистические настроения не чужды работникам, подчиняющимся строгим законам государственных учреждений.

Легенды о живущих здесь духах сотрудники любят и рассказывают с теплотой. «В прошлом году у нас играл немецкий органист Хайнрих Вальтер, и в его программе была музыка из одной оперы, с сюжетом из истории Реформации. И рассказывают, что во время концерта видели, как на сцене вокруг маэстро стояли рыцари Тевтонского ордена. Все в белых одеждах!», — вспоминает органист Андрей Бардин.

Вызванный по случаю экстрасенс пообщался с духами, которых тут, оказывается, обитает несколько десятков — но в гармонии, без ссор и скандалов. «А почему, собственно, всю эту историю затеяли: наши дежурные по ночам слышат музыку. Оказывается, эти духовные сущности по ночам проникают в трубы органа, вот отсюда и звук», — заключает он.

Дух места

По окончании программы «Органная азбука», где почти 90% публики составили ученики хореографического колледжа, мы попали на музыкальную лекцию. И лишь после прослушивания нами органного исполнения заглавных тем из «Капитана Врунгеля», «Бременских музыкантов» и «Пиратов Карибского моря», Андрей Бардин согласился провести для Tagabout специальную экскурсию.

До органа

Родное имя Органного зала — Красноярский римско-католический костёл, храм во имя Преображения Господня. Он был построен в 1911 году архитектором В.А. Соколовским — автором особняка В.Н. Гадаловой (ныне художественный музей им. В.И. Сурикова), торгового дома братьев Ревильон (ул. Мира, 49) и здания Общественного собрания (ныне Дом офицеров). Одновременно возводилось и служебное помещение — деревянный дом ксендза.

С приходом советской власти католическая община из владельцев здания становится его арендатором, а позже и вовсе теряет какие-либо права на него. Последний настоятель храма был расстрелян, а залы костёла долгое время принимали то радиокомитет, то кинокомплекс.

Только в конце 1970-х годов, после сложной реставрации здания, здесь исчезает второй этаж и появляется орган, специально спроектированный для Красноярска чехословацкими мастерами. В конце 1990-х католическая община снова получает возможность входа в храм — как и в 1920-е годы, на правах аренды. Ныне готический памятник архитектуры находится в государственной собственности, в управление передан Красноярской краевой филармонии. Таким образом, более двадцати лет искусство и религия соседствуют под одной крышей

За органом

Позади органа совсем немного места. Надпись «Не загораживать дверь» предохраняет от загораживания дверь в торце органа — персонал, обслуживающий музыкальный инструмент, должен иметь к нему свободный доступ. Чуть поодаль обнаруживается загадочная фраза «Открути и поставь закрути» — зачем она здесь и для кого, не знает даже Бардин. Бок о бок с хозяйственными делами хранится специальный четырёхсекционный колокольчик, предназначенный для проведения католических служб.

Вместо органа

По всем правилам и канонам на месте органа располагается алтарная часть католического храма — и католическая община об этом знает. «На Западе бывают церкви, где орган стоит в апсиде, но это бывает очень редко, — сообщает нам один из посетителей концерта, — а в красноярском храме орган изначально вообще не проектировался, по тем временам это было очень дорого, тем более все прихожане были ссыльными поляками — что успели, то и сделали. А вот хоры построили специально для певцов». Наш собеседник оказался инженером-металлургом, сыном гимназиста, в своё время нагнетающего воздух в трубы органа. Действительно, здесь не бывает случайных или равнодушных людей.

Справа от музыкального инструмента — дверь в ризницу, куда нет доступа обычному посетителю. До возвращения общины тут располагалась артистическая комната: отсюда выходили на сцену, и это было намного удобней. Теперь такое помещение находится на цоколе.

Кстати, в изначальном проекте цоколя не было, он появился только в 1980-е годы — и сейчас цвет кирпичной кладки поможет определить, что было создано до революции, а что в ходе реконструкции. Правда, не всегда: строители в едином порыве специально подкрашивали кирпич, имитируя старину, — даже домой брали, чтобы успеть всё закончить вовремя и сдать в лучшем виде.

Над органом

По крутой винтовой лестнице мы поднимаемся на хоры — именно отсюда во время католической службы звучит музыка. Очень маленькое пространство вмещает электронный орган, который в данный момент не работает (поэтому играют на синтезаторе). До революции же здесь располагалась фисгармония, а сидений не было — они появились лишь в 1982 году. Всего несколько лет назад оказаться тут можно было по специальным пригласительным билетам, однако теперь вход сюда разрешен только по религиозным делам. Здесь же находится слуховое окно, ведущее под кровлю. Сын Андрея однажды уговорил его вылезти на свежий воздух — но сейчас и эта локация недоступна: окно герметизировано по настоянию пожарной службы.

Под органом

На цокольном уровне обнаруживается подземный ход к дому ксендза, который тоже был создан не по задумке Соколовского, а во время капитальной реконструкции здания. Видимо, для того, чтобы прямо из школы ученики перед репетицией могли быстро попадать в Органный зал. Сейчас подземный переход не используется и ведёт в хозяйственное помещение. Оно совсем небольшое, его стены обиты доской, здесь хранятся инструменты и скарб хозяйственного отдела: пылесос, рабочая одежда, коса для лужайки, винтажная фотография ангела.

Как ни странно, именно это пространство, совсем не похожее на всё, что выше, максимально сближает две существующие в Органном зале истории — про искусство и про религию. Тут и там встречаются редкие атрибуты, используемые и католиками при службе, и артистами во время выступления. Наш экскурсовод замечает: «Мы на самом деле дружно живём — споры спорами, а человеческие отношения должны оставаться человеческими».

http://tagabout.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.