- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
«Русский музыкант в Европе вызывает уважение» Органистка Людмила Мацюра выступила с концертом в Иркутске
Автор: Алёна КОРК
Когда-то в нашем городе было две органистки – Людмила Мацюра и Лидия Янковская. Обе уехали из города и стали уже частью музыкальной истории столицы Приангарья. Людмила Мацюра сегодня живёт и играет в Испании, но раз в несколько лет выступает в Иркутске. Вот и в середине февраля она дала концерт в органном зале. И музыкант и орган вспомнили друг друга – всё-таки в Иркутском органном зале Людмила Мацюра отыграла 17 лет, почти половину того срока, что существует наш орган. Нашему корреспонденту удалось поговорить с органисткой накануне выступления. Как будто и не было этих 10–15 лет, и сегодня Людмила Мацюра – всё та же красивая, интересная, сияющая женщина, органистка уже европейского уровня. Иркутские меломаны были искренне рады этой встрече с любимым исполнителем.
На родине Сервантеса
– Радостно видеть вас в Иркутске после стольких лет. Как органистку из Сибири занесло в Испанию? Или же правду говорят, что музыка интернациональна?
– Когда я жила в Иркутске, ежегодно выезжала в Европу и играла концерты в разных странах, в том числе и в Испании. Так случилось, что мне предложили работу и я осталась. Сначала работала в Мадриде, в нескольких церквях, сейчас являюсь титулярной органисткой кафедрального магистрального собора в Алкала де Энарес, это пригород столицы Испании, старинный, очень интересный, красивый город. Центр его до сих пор сохранил облик 16-17 веков, и когда ты идёшь по этим улочкам, словно попадаешь в другую эпоху. В Алкала де Энаресе есть Дом-музей Сервантеса, который и родился здесь же. Также в этом городе находится знаменитый первый европейский университет, который был открыт в 1508 году. Хотя более известным считается университет в городе Саламанке. Помимо работы в самом соборе, занимаюсь и концертной деятельностью. Последний год руковожу хором, который называется «Мигель де Сервантес», это смешанный хор, и мы тоже выступаем с концертами. Это новый для меня вид деятельности, я работаю как концертмейстер и хормейстер. Наш хор небольшой, камерный, в течение нынешнего года мы сделали несколько программ, сейчас готовимся к ближайшим церковным праздникам – Страстной неделе, Пасхе, программа будет скомпонована из «Реквиемов» разных композиторов. Также в этой стране я встретила свою половинку, или, как говорят в Испании, «вторую половинку апельсина». Муж – видеооператор и реализатор моих программ, он делает профессиональные аудио– и видеозаписи, трансляции концертов, такой у нас образовался творческий тандем.
– Вы рискнули и организовали в Испании большой органный фестиваль, который сегодня имеет общеевропейское и международное значение. Расскажите о нём подробнее.
– Седьмой по счёту фестиваль мы провели в октябре, он называется «Кафедральный собор Алкала». Мы отважились на это мероприятие семь лет назад, и довольно сложно было начать организовывать его в Испании, поскольку в этой стране нет масштабной традиции слушания органных концертов, как, например, в России. Но, имея прекрасный орган – трёхмануальный, большой, новый (выстроен наш орган в 2001 году, можно сказать, он ещё малыш), грех было не использовать все его возможности. Ведь это удивительно универсальный инструмент с прекрасным звучанием, и акустика зала только благоприятствует его звучанию. Когда меня пригласили стать главной органисткой этого собора, было вполне естественно сделать что-то для того, чтобы привлечь дополнительное внимание к прекрасному инструменту. К счастью, публика у нас нарастает, хотя сегодня, в условиях кризиса, довольно непросто проходят организационные процессы. Но, тем не менее, сейчас наш фестиваль достаточно известен в Европе и мире. У нас есть сайт, куда мы выкладываем записи с концертов, есть свои зрители и поклонники.
– Как вы сегодня встретились с иркутским органом? Как со старым другом?
– Иркутский орган всё так же прекрасен, он звучит хорошо, чисто, типичный барочный инструмент. Но в органном зале немного изменилась акустика, на мой взгляд. Хотя я вижу: поддерживается температура, орган находится в стабильных условиях, что важно для этого инструмента. Однако мне всегда здесь не хватает акустики, здесь сухо играть, я привыкла работать в больших соборах, где несколько иные акустические условия – когда инструмент словно дышит. А может, просто моё восприятие изменилось. Последний концерт я играла в Москве, в кафедральном католическом соборе, там прекрасная акустика и великолепный большой орган, так что разницу почувствовала.
– А ваши руки вспомнили именно эти клавиши? Или я рассуждаю как дилетант?
– Это процесс постепенный: сначала ты начинаешь вспоминать инструмент, а потом он тебя. Каждый орган как человек, он обладает своей индивидуальностью. С незнакомым инструментом нужно познакомиться, отнестись к нему с уважением и попробовать подружиться. Это необходимо, чтобы программа получилась, чтобы орган прозвучал во всех красках.
– В Иркутской филармонии вы наверняка встретили много друзей бывших коллег…
– Конечно. Очень приятно было повидать Марину Токарскую, мы с ней очень долго проработали бок о бок, сделали много интересных программ, абонементов и детских, и взрослых, и юношеских. Нам до сих пор есть о чём поговорить, мы коллеги и продолжаем общаться и через расстояния. И я с интересом слежу за тем, что происходит в Иркутской филармонии.
– Если обратиться к этапам иркутского творчества, какие вы бы отметили?
– Наверное, цикл «Все органные сочинения Баха», за которые мне вручили губернаторскую премию. А вообще, мы постоянно старались обновлять абонементы, что-то одно выделить трудно. Из каждой поездки в Европу я привозила музыкальные новинки, которые в Иркутске ещё не звучали. И так в каждой программе звучало что-то традиционное и ещё что-то никому не известное.
«В Европе орган – это часть жизни»
– Европа – родина органа. В чём разница между отношением к органной музыке в Иркутске, в России и в европейских странах?
– Разница идёт из истоков. В России орган воспринимается как концертный инструмент, и люди стали слушать его, когда появились органные и концертные залы. В Европе же орган изначально находился в церквях, в соборах, основная его миссия – поддерживать религиозную службу. И уже в соборах или церквях и начинали органисты традицию концертов. В Германии органы очень старые, в Испании эти традиции не настолько давние.
А первооткрывателем и первооснователем концертной деятельности на органе в Европе был Букстехуде, он стал делать концерты, так и зародилась эта традиция – помимо служб, стали играть концерты. В России же изначально были только концерты. И в России статус органа в каком-то смысле даже выше, он уже воспринимается как нечто исключительное, выдающееся. В Европе орган – это часть жизни, и зачастую он ассоциируется исключительно с церковью, вне её звучит крайне мало и редко.
– Вам не сложно было приспособиться к этой разнице? Ну и плюс опыт эмиграции называют тяжёлым, хотя обычно у каждого это своя, индивидуальная история.
– Конечно, сложно. Но я хочу подчеркнуть, что я не эмигрировала, у меня не было такой цели. Это был переезд в другую страну и решение, которое было непросто принять. Не так-то легко оставить налаженную жизнь и устоявшуюся концертную деятельность. Но, к счастью, благодаря силам свыше я продолжаю играть, продолжаю выступать, это главное.
– А как с испанским языком? Не было чудовищных барьеров?
– Уезжая, я говорила на шести европейских языках – французский у меня был с детства, я училась в специализированной языковой школе. А остальные учила самостоятельно, в путешествиях – английский, итальянский, немецкий, испанский, немного польский. Так что у меня давно нет никаких чудовищных барьеров, и не только в языках. По сути, я продолжаю заниматься тем же самым, но со спецификой работы в соборе. Жизнь продолжается, и она становится всё интереснее.
– На гастроли выезжаете?
– Разумеется. Не так давно были концерты в кафедральном соборе в городе Пальма-де Майорка на Балеарских островах, в бельгийском Антверпене, намечен концерт в Брюгге, затем в Париже. В зависимости от того, какие предложения поступают, насколько они мне интересны, я их принимаю и выступаю. Европа небольшая, и музыканты там более мобильны.
– Как относятся к русским музыкантам в Европе? Ведь наша школа всегда была сильной.
– Как только ты говоришь, что ты русский музыкант, это вызывает только уважение, к тебе по-другому относятся. Это как в России, где есть своя доля преклонения перед иностранцами, но там несколько иной уклон – русская школа действительно очень сильная. И русское музыкальное образование достойно преклонения в сравнении с музыкальным образованием в Европе, по крайней мере, тем, что существует у них в основной массе. У нас гораздо лучше и глубже обучают музыке, это до сих пор так.
Биографическая справка:
Людмила Мацюра окончила Горьковскую консерваторию имени Глинки, курс профессора и концертирующей органистки Г.И. Козловой, по двум специальностям – «концертный исполнитель-органист» и «пианист».
С 1986 по 2003 год являлась солисткой Иркутской филармонии, где проводила различные циклы концертов органной музыки, разработала ряд абонементов органной музыки для детей и взрослых, была участником трио «Рондо», дуэта «Концертино» и выступала в ансамбле с певцами, инструменталистами и хором. Органистка обладает обширным репертуаром, в который включена музыка начиная с 15 века и до наших дей. Среди её любимых авторов значатся И.С. Бах, Д. Букстехуде, О. Мессиан, Ж. Лангле, Л. Вьерн и др. Людмила Мацюра является исполнителем всех органных сочинений И.С. Баха, С. Франка, Ф. Мендельсона.
В разные годы органистка участвовала в международных органных фестивалях в Германии, Швейцарии, Австрии, Италии, Норвегии, Франции, Шотландии, Испании и Ирландии. Концерты органистки проходили в известных кафедральных соборах Европы, например, в соборе Парижской Богоматери, Домском соборе Зальцбурга, кафедральном соборе Эдинбурга Сан Джайл и т.д.
Также её выступления прошли во многих базиликах и церквях Испании. Сегодня Людмила Мацюра – концертирующая органистка, титулярная органистка кафедрального магистрального собора в Алкала де Энаресе (Мадрид), член жюри различных конкурсов, создатель и артистический директор «международного органного фестиваля «Кафедральный собор Алкала». С 2013 года Людмила Мацюра – художественный руководитель и дирижёр лирического хора «Мигель де Сервантес» в Алкала де Энарес.
http://www.vsp.ru
www.principal.su
Связанные посты:
- Органистка из Германии выступит с концертом в Кыргызской национальной филармонии Каныкей МАНАСОВА В Малом зале Кыргызской национальной филармонии имени...
- В филармонии испытали новый орган. Такой чести удостоился известный музыкант из Мариинского театра Олег Киняев, главный органист Мариинского театра в Санкт-Петербурге, исполнит произведения...
- Людмила Громова Органист знаменитый с Клондайка… Притча Органист знаменитый с Клондайка Стал...
- Органичный музыкант Александр Новоселов – единственный в Карелии концертирующий органист. Его знает не...
- Виктор Ряхин: «В Норвегии я очень изменился и вырос как музыкант» В октябре на один из старейших фестивалей классической музыки...
Календарь публикаций
Февраль 2025 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012