Ю.А.Иконникова, преподаватель МОУ ДОД ДШИ«Лира»

Содержание

1.Введение

2.Посадка за инструментом

3.Постановка рук и артикуляция

4.Работа над координацией

5.Заключение

Список литературы

     Любая деятельность требует сознательного и направленного труда.  Поэтому с учащимися, особенно начинающими обучение игре на фортепиано, необходимо последовательно развивать мышление и волю, приучать их к преодолению трудностей, вырабатывать стремление самостоятельно справляться со сложными задачами, а также развивать в обучающихся творческую инициативу и воображение.
 
Качество умений и навыков, глубина знаний и правильное суждение играют очень большую роль в развитии художественной деятельности. В работе с начинающими эти требования должны всегда соответствовать индивидуальным особенностям детей, их природным музыкальным природным особенностям, их возможностям усваивать учебный материал, отвечающий принципам доступности.

Учащиеся должны знать, что исполнение художественного произведения, пусть самого небольшого и лёгкого, является передачей смысловой сущности во всей полноте художественных образов, выявлением музыкальными средствами человеческих мыслей, чувств и переживаний. В музыке это можно сделать с помощью  выразительных средств звучания, и это звучание нужно найти. Способами и средствами являются: с одной стороны яркость и точность музыкальных представлений, с другой стороны – система исполнительных умений и навыков. 

Посадка за инструментом.

Решающее значение для освоения всех навыков игры на органе имеет правильная посадка. Она должна быть удобной для выработки всех движений рук и ног обучающегося и сохранять необходимую свободу во время исполнения. Садиться нужно обязательно против середины клавиатуры (примерно до-ре первой октавы). Очень важно, чтобы ученик либо доставал ногами до ножной клавиатуры, либо, в противном случае, у него была бы возможность удобно поставить ноги на подставку органной скамьи.

Сидеть нужно на достаточном расстоянии от клавиатуры. Слишком близкая к клавиатуре посадка будет стеснять движения рук и ограничивать свободу движений ног. Нельзя сидеть слишком далеко от клавиатуры, в этом случае руки будут находиться в вытянутом состоянии, что не даст необходимой свободы движениям рук. Учащийся с трудом будет доставать до второго и третьего мануалов. Посадка должна обеспечивать рукам округлость, а не вытянутость. Локти при этом будут слегка отодвинуты от корпуса.

Хорошо помогает обеспечить правильность посадки по высоте скамья с изменяющейся регулируемой высотой. Сидеть нужно на половине скамьи, чтобы корпус мог свободно наклоняться и ноги могли двигаться вперёд, назад, вправо и  влево.  Это создаёт благоприятное условие для использования в игре всей клавиатуры и педали.

Постановка рук и артикуляция.

Огромный диапазон возможностей звучания фортепиано, разнообразия динамических и агогических оттенков исполнения, различных технических приёмов, требуют от рук определённой эластичности, обеспечения координации всех частей руки. Движения руки должны быть просты и экономичны, они должны содействовать наиболее выразительному исполнению.

Существенная роль артикуляции при исполнении органных произведений определяется самими свойствами органа. У него нет средства, аналогичного фортепианной правой педали. На фортепиано мы можем после удара снять руку с клавиши и продлить звук педалью. В этом случае звук должен быть прекращён уже не движением пальцев, а опусканием демпферов, управляемых педалью. В отличие от фортепиано, на органе, если мы снимаем руку с клавиатуры, звук в тот же момент прекращается. Уже одно это свойство органа делает понятным значение, которое имеют в исполнении органной музыки мануальные (ручные) приёмы связывания и расчленения. Приёмы эти проводятся уже не суммарно по всей звуковой ткани, как при пользовании фортепианной педалью, а раздельно по каждому голосу. Если органист намерен исполнить что-либо legato, он добивается связного звучания тонов, тщательно связывая клавишу с клавишей. Если музыка требует более расчленённого исполнения, то характер этого расчленения, его выравненность зависят от выработки определённого мануального приёма, от того или иного способа отпускания клавиши.

Значение артикуляции в органном искусстве основывается, однако, не только на свойствах органа, оно определяется также общим значением артикулирования в органном искусстве, особенно в музыке эпохи барокко.

Координация слухового восприятия и звукоизвлечения, необходима уже на раннем этапе обучения маленького пианиста. Для этого всегда во время урока нужно обращаться к музыкальному слуху начинающих, воспитывать умение представить звучание и стремиться получить желаемый результат.

www.principal.su

 

Comments are closed.