Орган — довольно экзотический для России музыкальный инструмент, а органист в нашей стране — штучная профессия. Громадный «король инструментов» с множеством клавиатур, многометровых труб и инфернальным звучанием ассоциируется у многих с католическими соборами и музыкой к фильмам ужасов. Да и играть на нём надо не только руками, но и ногами.

Самый известный нижегородский орган из большого зала Нижегородской консерватории Наши герои — трое молодых выпускников Нижегородской консерватории. Все они учились у именитых профессоров: Заряны Скульской, Татьяны Бочковой и Даниэля Зарецкого, — и продолжают их дело. Итак, знакомьтесь. Александра Косицкая, 36 лет. Преподаватель Нижегородского музыкального колледжа по классу органа. Считает, что все органисты — фанатики своего дела.

Ольга Бестужева, 32 года. Старший преподаватель секции органа и клавесина Нижегородской консерватории. Рисковый человек: играла на органе ночью в пустой церкви.

Александр Новоселов, 35 лет. Солист-органист Карельской государственной филармонии. Наблюдательный гастролер.

Органистами работают обычно мужчины или женщины?

Александр Н.: Органист — профессия универсальная, на этом инструменте играют как мужчины, так и женщины. При этом в США это скорее мужская профессия. А в России, наоборот, женщин-органисток больше, по крайней мере среди студентов.

Ольга Б.: Мне кажется, сейчас примерно в равной степени среди органистов-исполнителей встречаются представители обоих полов. Но более известны, наверное, все-таки мужчины.

Как вы пришли в профессию?

Александр Н.: В моём случае был осознанный приход к этому инструменту: во время учёбы в Кировском колледже искусств я часто посещал органные концерты и решил, что при поступлении в консерваторию начну осваивать этот инструмент. Сейчас в некоторых музыкальных школах можно сразу начинать заниматься на органе, но в наше время такой возможности не было.

Ольга Б.: Орган я вживую услышала первый раз, находясь в творческой школе для юных одаренных пианистов: в качестве экскурсионной программы нас возили на органный концерт и, честно сказать, мои ожидания какого-то чуда не оправдались. Мне понравилось необычное звучание инструмента, но не манера исполнителя. Уже учась в консерватории на фортепианном факультете, с подачи моего педагога Беллы Абрамовны Альтерман я пошла на орган больше ради интереса. Ну, а дальше, когда ты сам «распробуешь» инструмент и что-то начинает получаться, остановиться уже сложно.

Александра К.: Меня привели мои друзья по консерватории. В то время на старших курсах учились такие известные сейчас в России и за рубежом органисты как Мария Мохова, Юлия Юферева, Наталья Рябкова, Александр Новоселов. Будучи студенткой фортепианного факультета, я слушала их зачеты и экзамены и мне самой захотелось приобщиться к органному искусству.

Какая разница между духовыми и электронными органами?

Александр Н.: Разница между духовым и электронным органом та же самая, что и между механическим фортепиано и электронным: духовой орган состоит из множества частей — не одной тысячи труб, разных деталей, мехов, мотора, игрового пульта. Регистр духового органа — это набор труб определенного тембра, то есть каждый регистр обладает своим голосом. Как в оркестре есть разные инструменты, так и у органа — регистры флейты, кларнет, фагот и другие. Электронный орган — это просто игровой пульт с записанными сэмплами настоящего органа и звуком, выходящим из колонок.

Духовой орган, Музыкальный колледж им. Балакирева

Орган в Детская школе искусств №18

Духовые органы бывают разных типов: на универсальном современном органе с двумя-тремя клавиатурами можно сыграть практически всё, если же орган барочный, то на нём не исполнишь позднюю романтику, например. А на электронных органах можно сыграть всё что угодно. Там даже есть функции, меняющие тип и строй органа: барочный, романтический, симфонический. Конечно, духовые органы до сих пор продолжают строить, существует много больших и не очень фирм, которые передают это ремесло по наследству. Но сейчас многие церкви отказываются содержать духовые органы и заменяют их электронными, что всегда намного дешевле. Особенно такая тенденция наблюдается в небольших приходах. Духовой орган значительно дороже обходится при покупке и содержании, у каждой фирмы своя цена. Самый дорогой электронный орган будет стоить около 90-100 тысяч евро, в то время как средний духовой орган — 1,5-2 млн. евро и выше. В нашей стране за органами обычно следят органные мастера, работающие при филармонии, а за границей — фирмы-изготовители органов. Обычно перед каждым концертом мастер настраивает определённые группы регистров, проверяет разные механизмы и детали. Раз в 10-20 лет может проходить капитальный ремонт инструмента. Главное, чтобы в помещении, где находится орган, поддерживалась нужная температура и уровень влажности. Духовой орган нуждается в специальной акустике зала, сначала приезжают специалисты и изучают помещение на предмет акустики, а потом составляют проект органа. На электронном органе есть функция реверберации и её можно регулировать, так что в маленьком помещении будет казаться, что находишься в большом соборе.

Как играют на органе?

Александр Н.: С первого взгляда кажется невероятно сложно играть на нескольких клавиатурах и ещё ногами, но как и на фортепиано сначала бывает сложно соединить две руки, также и на органе постепенно входит в привычку игра на ножной клавиатуре. Орган очень сложен для координации, особенно когда нужно играть на незнакомом инструменте. Например, ножная клавиатура может быть на одном органе прямая, а на другом радиальная. Переключает регистры обычно помощник-ассистент, хотя иногда органисты пытаются всё делать сами.

Ольга Б.: Координацию органист нарабатывает постепенно, от репетиции к репетиции, доводя какие-то навыки до автоматизма, например, тренируясь не смотреть на педальную клавиатуру во время игры. А основной секрет, наверное, в большой любви к своему делу.

Александра К.: Освоение органа — долгий и упорный труд, приспособленность к инструменту, выработка координации и огромная концентрация внимания во время исполнения, умение не упустить ни одной задачи, это все тренируется.

Евангелическо-лютеранский приход города Нижнего Новгорода (электронный орган)

Расскажите о сложностях учебы

Александр Н.: Купить орган для занятий дома — дело дорогое. В основном приобретают, конечно, электронные органы, которые занимают мало места и значительно дешевле. Органные произведения можно учить и на фортепиано, но только на первоначальном этапе, и то только руки. Конечно, для студентов-органистов тяжело не иметь своего инструмента: нужно постоянно вставать очень рано, чтобы сделать в классе домашнее задание, а уходить позже всех, потому что органный класс расписан буквально по минутам. Во время моей учёбы в Нижегородской консерватории у каждого студента было не более 5-6 часов для самостоятельных занятий в неделю, это конечно, очень мало. Процент соотношения жертвенности и раздолбайства в учебе это конечно вопрос индивидуальный: зависит от личностных целей. Но «раздолбайство» в хорошем смысле иногда должно присутствовать, иначе в таком режиме долго не протянешь. Может быть 10-15 % можно себе позволить.

Александра К.: А я не знаю ни одного органиста-раздолбая. По-моему, в этой профессии вообще нет случайных людей. Органисты все до единого люди, мягко говоря, помешанные на своем деле, фанатично преданные. Даже студенты колледжа, которые впоследствии не выбирают орган как специальность, занимаются с полной отдачей, несмотря на множество проблем, связанных с нехваткой репетиционного времени в зале и делают все возможное в этих условиях. Органов у нас мало, в отличие от Европы, студенты имеют катастрофически мало времени для самостоятельных занятий, поэтому нужно владеть фортепиано, чтобы решать на нем какие-то задачи.

Есть ли разница в профессии органиста в России и за границей?

Александр Н.: Профессия органиста достаточно редкая, особенно в нашей стране. В Европе и Америке, где орган традиционно связан с церковью, органистов и рабочих мест значительно больше, но у нас есть хорошая тенденция строительства новых залов и органов. По крайней мере, раз в год-два в России где-нибудь да появляется новый орган, духовой или электронный. За рубежом органисты, как правило, большей частью работают в церкви и /или преподают, а у нас в основном работают в филармониях, преподают лишь немногие. Церковные органисты у нас тоже есть, но это либо волонтёрство, либо незначительный дополнительный заработок. Обучение в России и за рубежом тоже устроено по-разному: у нас это — освоение концертного органа, а на Западе в первую очередь обучение церковного музыканта, когда органист должен помимо игры уметь дирижировать, петь, работать с хором или небольшим оркестром.

Расскажите профессиональные мифы о работе органистов

Александра К.: Некоторые говорят, что пианистам вредно играть на органе, якобы испортишь фортепианное туше, но это не так. На самом деле задействованы разные мышцы рук, разные принципы звукоизвлечения, нужно просто перестроить мозг и свой аппарат.

Истории из жизни: немного мистики и хоррора

Ольга Б.: Я помню, на мастер-курсах в Бозау (Германия) нам давали возможность по очереди заниматься ночью в церкви, на тихой звучности, чтобы не тревожить сон обывателей, и оставляли огромный ключ от собора с условием, чтобы мы его не теряли (а ключ действительно был внушительных размеров, так что потерять его трудно). Но это все-таки обязательно происходило. Причем знакомые органисты, которые ездили на эти же мастер-курсы годом раньше или позже, снова рассказывали увлекательные истории про потерю этого ключа. Иной раз органист может заниматься по ночам в большом, пустом и полутемном, освещенном лишь лампой на пульте органа, зале. И лучше в этот момент не подходить к нему со спины!

Орган — это старомодный инструмент, на котором можно играть только церковную музыку, или его репертуар гораздо шире?

Александр Н.: Орган достаточно современен в наше время. На нем исполняют абсолютно любую музыку: и переложения оркестровых произведений, и саундтреки к кинофильмам, и даже джаз и попсу. Многие органисты не одобряют этого, но иногда нужно привлекать новую публику на концерты. Главное, делать это дозированно и грамотно составлять программы. Человек, услышавший знакомую музыку на концерте, вероятнее всего придёт ещё раз. Работа филармонического органиста требует разнообразного репертуара, поэтому мне приходилось делать для детских и вечерних концертов органные переложения музыки Чайковского, Грига, Сен-Санса.

Ольга Б.: Сольно я предпочитаю играть сочинения, написанные именно для органа. Хотя время от времени приходится делать переложения ансамблевой музыки (вокальной или инструментальной) для органа. Хотя сейчас жанр транскрипции очень популярен, наверное, ради привлечения внимания публики. Я слышала в записи органную транскрипцию сонаты си-минор Ференца Листа и «Весны Священной» Игоря Стравинского – когда это интересно сделано и сыграно на органе соответствующего типа, звучит очень впечатляюще!

Александра К.: Нередко доводится перекладывать партию оркестра для органа. Так как он имеет большое количество тембров, красок, то это дает возможность приблизить звучание к оркестровому. А еще в некоторых произведениях эпохи барокко приходится импровизировать, так как партию органа в то время композиторы не записывали полностью.

Сколько зарабатывают органисты?

Александр Н.: Зарплата концертирующего органиста во многом зависит и от региона, и от статуса филармонии и её финансирования. В среднем по российским филармониям органисты получают тысяч 30-40, есть, конечно, меньше и больше. Но кроме основной работы, органисты часто организуют концерты в других местах, что тоже приносит дополнительный заработок, позволяющий более-менее нормально жить. За рубежом ситуация тоже везде разная, но в странах Северной Европы, Германии, Швейцарии, США органисты получают достойные зарплаты, конечно не сопоставимые с заработком в сфере культуры в нашей стране.

Александра К.: Заработок преподавателя органа такой же, как преподавателя фортепиано или любого другого инструмента, но количество студентов и учеников, естественно, не такое большое, как студентов других специальностей. Поэтому количество часов очень ограничено. Я совмещаю преподавание органа в музыкальном колледже им. Балакирева с работой концертмейстером в Нижегородской консерватории.

Кого из органистов послушать?

Александр Н.: Из зарубежных органистов мне очень нравится Ханс Фагиус, Даниэль Рот. Из отчественных — Даниэль Зарецкий, Константин Волостнов, Алексей Шмитов.

Ольга Б.: Чем перечислять фамилии органистов, я лучше посоветую ходить на органные концерты цикла B-A-C-H в консерваторию (афиши есть на сайте Нижегородской консерватории). Конечно, к нам приезжает меньше исполнителей, чем в Москву, Санкт-Петербург, но все достойные: и русские, и иностранцы, и молодые, и заслуженные.

Органная музыка в кино

Александр Н.: Из наших советских фильмов, где звучит орган, можно назвать «Солярис» Тарковского. В этом фильме использована хоральная прелюдия И. С. Баха в обработке Э. Артемьева. Правда, там звучит электроорган. Из популярных зарубежных фильмов орган звучит в «Пиратах Карибского моря». Есть и художественное кино про органистов, например «Органист собора Святого Вита» (Чехия, 1929), «Полонез Огинского» (СССР), «Орган» (Чехословакия).

Александра К.: Мне вспоминается советский фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Сокровища Агры», «Сталкер» и «Зеркало» Тарковского, «Древо жизни» Терренса Малика, «Интерстеллар» Кристофера Нолана, «Великий Гэтсби» База Лурмана.

О проблемах с органами в Нижнем

Ольга Б.: Концерты органной музыки популярны у нижегородской публики. Но чтобы органист, получивший профессиональное образование, был востребован, необходимо, чтобы были сами инструменты. А в Нижнем Новгороде с этим большая проблема. Органисту здесь особо негде развернуться. На данный момент, концертный духовой инструмент в городе только один — в Большом зале Нижегородской консерватории. Есть еще несколько небольших учебных инструментов: так же в консерватории, в музыкальном училище им. М. А. Балакирева (там тоже иногда силами преподавателей организуются небольшие концерты), и в Детской школе искусств им. А. И. Хачатуряна (инструмент органного мастера Ю. Патрушева). Есть еще несколько электронных инструментов. Конечно, в таком большом городе концертных инструментов должно быть больше. И, кстати, проблема не только в инструменте, но и в концертном зале – с хорошей акустикой, высокими потолками, куда бы можно было поставить орган.

О преподавании.

Ольга Б.: Я замечаю, что работая с другими, ты сам становишься более зрелым музыкантом: во-первых, учишься слышать более тонко, замечая больше нюансов, подробностей, во-вторых, формулируя задачу для студента, ты лишний раз напоминаешь ее себе, вырабатывая свои исполнительские принципы. Кстати, удивительно, но практически все органные педагоги, профессора, что мне приходят на ум, сами ведут активную исполнительскую деятельность.

Фотографии органов: Александра Косицкая, Татьяна Демидова

Источник: https://novation-nn.ru/redkaya-professiya-izvestnye-organisty-vypuskniki-nizhegorodskoy-konservatorii/

www.principal.su

 

Comments are closed.