В филармонии прошел очередной концерт по абонементу «Его
величество орган». На этот раз играла ярославская органистка,
заслуженная артистка России Любовь Шишханова.

 

После концерта она согласилась ответить на вопросы корреспондента «СО».

 
— Вы начинали свой творческий путь в Самаре. Как это было?

 

— Мой отец был директором серного завода. Жили мы в поселке
Водино Красноярского района. Моя старшая сестра, Мадина, хотела
учиться играть на пианино. Отец почему-то сначала купил ей
гитару, она на ней немного поиграла, и все. Бабушка тогда отца
пристыдила, и пианино все же было куплено. Ей пригласили
учительницу из первой музыкальной школы Самары Марию Рубакину.
Ехать к нам было далеко: на двух трамваях до вокзала, а потом еще
на поезде. Ей было очень тяжело, поэтому, когда она увидела, что
в семье две девочки, она решила сократить себе поездки в будущем
и сразу начала учить нас обеих. Вот и все. Потом я по ее
настоянию поступила в детскую музыкальную школу, после окончания
которой решила поехать учиться музыке в Москву. Написала письмо
почти «на деревню дедушке». В семье были против, потому что я уже
поступила здесь в музыкальное училище. Москва — далеко, а я была
еще очень молода. Однако я настояла на своем — поступила в
консерваторию. К концу обучения я уже точно знала, что буду
играть на органе.

 
— Почему именно орган, а не фортепиано?
— Не знаю. Мне кажется, что орган — это музыка, которая
говорит с нами языком вечности. Но в те времена нельзя было
начинать сразу с органа, поэтому я училась в Московской
консерватории на фортепианном отделении, а орган у нас был только
факультативно. После окончания консерватории в 1972 году я по
распределению поехала в Ярославль. Там еще не было органа, но я
знала, что он будет. Я ждала его два года. А в Самаре тогда еще
об органе и не мечтали.

 
— Почему до сих пор орган в России воспринимается как нечто
редкое, как чудо?
— Орган в России всегда был редкостью. Органное
исполнительство в нашей стране существовало в 19 веке как
салонное, небольшие органы стояли в домах, устраивались концерты
для небольшого круга. Когда Лист в 1842, 1848 годах приезжал в
Россию, он играл на органе, импровизировал. Словом, все это было
не для широкой публики. У нас в православной церкви органа нет,
поет хор, поэтому он не вошел в быт и не настолько был известен,
как в Западной Европе. Там люди каждое воскресенье ходят в
церковь и поют под орган. Он для них так же привычен, как для нас
баян.
Когда в начале 20 века ректор Московской консерватории Сафонов
строил концертный зал, он поставил там знаменитый орган. Вообще
органы были только в Москве и Петербурге. В 1957 году
Министерством культуры была организована постоянная комиссия по
органостроению. Задачей этой комиссии было наладить контакты с
зарубежными фирмами, которые бы поставляли и монтировали органы в
городах СССР.
Ярославский орган был по плану шестым. А Самары в этом плане
не было. Чтобы такое дорогое сооружение могло появиться в городе,
должны быть заинтересованные люди.

 
— Говорят, вы сами присутствовали при строительстве органа в
Ярославле?
— Я свой орган встречала прямо на вокзале. Ящики с ним грузили
и распечатывали при мне. Когда его установили, я ездила в
Германию на стажировку. Орган — это сложнейшее техническое
устройство. У нас, к сожалению, порядка в этом до сих пор нет.
Органный мастер у нас получает просто гроши, а ведь там нужны
огромные знания: нужно знать пневматику, электронику, механику,
иметь замечательный слух.
Это одна из самых сложных профессий.

 
— О самарском органе говорят разное. Как вы сами его
оцениваете?
— У вас очень хороший орган. Любой орган как человек. Человек
ведь не может быть без недостатков. То же самое и с органом. В
самарском органе есть много хорошего, в нем много красок, и на
нем можно играть все. Каждый исполнитель показывает те его черты,
которые ему самому свойственны.

 
— Как вас приняла самарская публика?
— Здесь хорошая публика. Самарская филармония всегда хорошо
работала, я сама еще ходила сюда на концерты. У вас много людей,
которые ходят на концерты. Пока органная публика еще не
сформировалась, но это вопрос времени. Тут теплая музыкальная
атмосфера. Это чувствуется сразу и очень важно.

18.02.2002, Самарское обозрение

http://textpoisk.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.