- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Разговор на языке вечности.
В филармонии прошел очередной концерт по абонементу «Его
величество орган». На этот раз играла ярославская органистка,
заслуженная артистка России Любовь Шишханова.
После концерта она согласилась ответить на вопросы корреспондента «СО».
— Вы начинали свой творческий путь в Самаре. Как это было?
— Мой отец был директором серного завода. Жили мы в поселке
Водино Красноярского района. Моя старшая сестра, Мадина, хотела
учиться играть на пианино. Отец почему-то сначала купил ей
гитару, она на ней немного поиграла, и все. Бабушка тогда отца
пристыдила, и пианино все же было куплено. Ей пригласили
учительницу из первой музыкальной школы Самары Марию Рубакину.
Ехать к нам было далеко: на двух трамваях до вокзала, а потом еще
на поезде. Ей было очень тяжело, поэтому, когда она увидела, что
в семье две девочки, она решила сократить себе поездки в будущем
и сразу начала учить нас обеих. Вот и все. Потом я по ее
настоянию поступила в детскую музыкальную школу, после окончания
которой решила поехать учиться музыке в Москву. Написала письмо
почти «на деревню дедушке». В семье были против, потому что я уже
поступила здесь в музыкальное училище. Москва — далеко, а я была
еще очень молода. Однако я настояла на своем — поступила в
консерваторию. К концу обучения я уже точно знала, что буду
играть на органе.
— Почему именно орган, а не фортепиано?
— Не знаю. Мне кажется, что орган — это музыка, которая
говорит с нами языком вечности. Но в те времена нельзя было
начинать сразу с органа, поэтому я училась в Московской
консерватории на фортепианном отделении, а орган у нас был только
факультативно. После окончания консерватории в 1972 году я по
распределению поехала в Ярославль. Там еще не было органа, но я
знала, что он будет. Я ждала его два года. А в Самаре тогда еще
об органе и не мечтали.
— Почему до сих пор орган в России воспринимается как нечто
редкое, как чудо?
— Орган в России всегда был редкостью. Органное
исполнительство в нашей стране существовало в 19 веке как
салонное, небольшие органы стояли в домах, устраивались концерты
для небольшого круга. Когда Лист в 1842, 1848 годах приезжал в
Россию, он играл на органе, импровизировал. Словом, все это было
не для широкой публики. У нас в православной церкви органа нет,
поет хор, поэтому он не вошел в быт и не настолько был известен,
как в Западной Европе. Там люди каждое воскресенье ходят в
церковь и поют под орган. Он для них так же привычен, как для нас
баян.
Когда в начале 20 века ректор Московской консерватории Сафонов
строил концертный зал, он поставил там знаменитый орган. Вообще
органы были только в Москве и Петербурге. В 1957 году
Министерством культуры была организована постоянная комиссия по
органостроению. Задачей этой комиссии было наладить контакты с
зарубежными фирмами, которые бы поставляли и монтировали органы в
городах СССР.
Ярославский орган был по плану шестым. А Самары в этом плане
не было. Чтобы такое дорогое сооружение могло появиться в городе,
должны быть заинтересованные люди.
— Говорят, вы сами присутствовали при строительстве органа в
Ярославле?
— Я свой орган встречала прямо на вокзале. Ящики с ним грузили
и распечатывали при мне. Когда его установили, я ездила в
Германию на стажировку. Орган — это сложнейшее техническое
устройство. У нас, к сожалению, порядка в этом до сих пор нет.
Органный мастер у нас получает просто гроши, а ведь там нужны
огромные знания: нужно знать пневматику, электронику, механику,
иметь замечательный слух.
Это одна из самых сложных профессий.
— О самарском органе говорят разное. Как вы сами его
оцениваете?
— У вас очень хороший орган. Любой орган как человек. Человек
ведь не может быть без недостатков. То же самое и с органом. В
самарском органе есть много хорошего, в нем много красок, и на
нем можно играть все. Каждый исполнитель показывает те его черты,
которые ему самому свойственны.
— Как вас приняла самарская публика?
— Здесь хорошая публика. Самарская филармония всегда хорошо
работала, я сама еще ходила сюда на концерты. У вас много людей,
которые ходят на концерты. Пока органная публика еще не
сформировалась, но это вопрос времени. Тут теплая музыкальная
атмосфера. Это чувствуется сразу и очень важно.
18.02.2002, Самарское обозрение
http://textpoisk.ru
www.principal.su
Связанные посты:
- Музыка вечности: беседы об органе интерьере нравственных размышлений Так сложилось, что орган считается своеобразным символом католической церкви. Но...
- Орган — воплощение Вечности… С 18 по 22 сентября в Большом зале Новосибирской государственной...
Календарь публикаций
Март 2024 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012