Что ждёт белгородцев – поклонников органной музыки в четыре первых месяца нового сезона

 

Пятый сезон с королём
Световое шоу на Дне рождения органа в 2014 году. Фото Юрия Бограда

Пятый концертный сезон в органном зале Белгородской государственной филармонии откроют 18 и 19 сентября.

Сентябрь. Время открытий

Первое отделение концерта-открытия посвятят органу соло. Одна из самых интересных его композиций – хорал «Аллилуйя» Георга Фридриха Генделя. В минувшем органном сезоне музыка Генделя довольно часто звучала в честь 330-летия со дня рождения гения. Юбилейный год продолжается, и белгородский органист – лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин сделал переложение «Аллилуйи» для органа, скрипки и сопрано. В середине августа вместе с другими артистами филармонии – скрипачкой Натальей Бондаревойи сопрано Галиной Зольниковой – он исполнил его в курском костёле Успения Божией Матери. А теперь, получив приглашение выступить на открытии лютеранской кирхи в селе Зоркино Саратовской области, представят «Аллилуйю» и там.

Во втором отделении публика услышит ансамбль органа с камерным оркестром Mezzo Musiс под управлением Натальи Боровик.

«Мы готовим премьеры сочинений, которые не только в России, но и в мире исполняются крайне редко. Об иных из них и вовсе мало кто знает. Скажем, я совершенно случайно нашёл ноты Концерта для органа и струнного оркестра (1903) Генриха Шмидта (1861–1923). Информации об этом немецком композиторе в Интернете практически нет. Но его музыка принадлежит романтической традиции: она очень яркая, эмоциональная, красочная, а сколько органных регистров позволяет показать», – комментирует Халиуллин.

Фото Юрия Бограда

Придёт время, и музыкант пересядет за клавесин. В союзе с Mezzo Musiс он исполнит музыку современного польского автора Хенрика Миколая Гурецкого.

«Концерт для клавесина и струнного оркестра Гурецкого написан в стиле ультра-минимализма. Это очень необычная музыка – такой я, пожалуй, никогда прежде не играл. Основана она на контрасте. Её первая часть мрачная, напряжённая, с повторением одних и тех же мотивов, вторая – светлая, солнечная, даже назову её мультяшной. И большая удача – произведение подходит для исполнения на белгородском клавесине. Дело в том, что у нашего инструмента не две клавиатуры, а одна – он не концертный, а камерный. То есть как сольный инструмент он прекрасен, но подчас сложно найти произведение, чтобы так же прекрасно клавесин звучал с оркестром. В случае же с польским концертом всё совпало и по диапазону, и по тембру звучания», – рассказывает солист белгородской филармонии.

Октябрь. Свобода импровизации

Халиуллин давно продумывал концертную программу, которая была бы связана не с церковной и академической музыкой, а гораздо более лёгкой, с большой долей свободы и эксперимента. Наконец, представилась возможность воплотить эту идею. 13 октября прозвучит концерт «Орган и джаз». Вместе с нашим органистом выступит известный альтист из Санкт-Петербурга Алексей Людевиг.

«У меня уже есть некоторые джазовые наработки, которые я по отдельности включал в разные концерты. Скажем, интерпретация темы регтайма The Entertainment Скотта Джоплина. И «Вечерние колокола» английского композитора Лео Соверби. Собственная импровизация «Мистерия ночи». И органная рок-музыка – например, сочинения Дечебала Григоруцэ для органной педали соло. Но главное, мы сыграем джазовые и блюзовые композиции с Людевигом», – планирует белгородский органист.

Тимур Халиуллин.

Тимур Халиуллин.
Фото Юрия Бограда

Ноябрь. Посвящение Листу

Два века с Ференцом Листом – так условно можно было бы назвать программу ноябрьского концерта. Посвящён он 200-летнему юбилею со дня рождения великого венгра. Халиуллин репетирует органные сочинения Листа, его учеников и современных ему композиторов.

Декабрь. Пять лет королю

Концерты дня рождения органа – традиционно 15 и 16 декабря – всегда особенны. Но в год первого юбилея короля всех инструментов ждите праздника в квадрате. И уже кое-что известно. Разумеется, в Белгород прибудет выдающийся органист – заслуженный артист России Даниэль Зарецкий. Само по себе событие, его выступление в этот раз поразит удивительными ансамблями с исполнителями на народных инструментах белгородской филармонии.

Тимур Халиуллин обдумывает и визуальные решения торжества. Песочная анимация будет сопровождать медитативную музыку органа и дудука. А 3D-световое шоу – звучание Пассакалии Иоганна Себастьяна Баха. К слову, премьера произведения, знакового и для творчества Баха, и для органной культуры в целом, состоится уже 18 сентября.

Концертные программы конца декабря – поздравления с Новым годом и Рождеством – соберут из лучших партитур, что звучали в эти пять королевских лет. Один из главных их центров – рождественские мелодии. От русской народной до джазовой традиций, как их исполняют в разных странах, представит филармонический камерный хор под управлением главного дирижёра Елены Алексеевой.

Гости за органным пультом

Пятый сезон подарит встречи с известными органистами. В нашем городе выступят российские музыкантыДина Ихина (Санкт-Петербург), Тарас Багинец (Екатеринбург) и Константин Волостнов (Москва). А в рамках цикла «Органисты Домских соборов» за пультом белгородского инструмента окажутся европейские мастера органа: Ян Хаге (Утрехт, Нидерланды) и Себастьян Кюхлер-Блессинг (Эссен, Германия).

Катерина Шаронова.

http://www.belpressa.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.