26 мая в Кафедральном соборе состоялась первая лекция-концерт музыканта Евгения Авраменко «Калининград – органная столица России».

Это же название носит и проект, осуществленный органистом в 2013 году совместно с ведущими музыкантами города. Его презентация тогда прошла в областной филармонии, а приглашенным гостем был главный органист Кафедрального собора Познани, композитор и импровизатор Кшиштоф Вилькус.

Лекция, состоявшаяся в четверг, — логическое продолжение проекта, теперь уже не только музыкальное, но и музыкально-образовательное. В наглядной форме пришедших познакомили с самыми значимыми органами Кёнигсберга, Калининграда и области (в этом помог хорошо подобранный видеоряд). Любители музыки смогли услышать семь духовых органов. Благодаря такому экскурсу из прошлого в настоящее гости Кафедрального собора узнали много интересного, но пересказывать то, о чем шла речь во время лекции, не имеет смысла — пусть останется интрига для тех, кто только собирается заглянуть туда 9 и 23 июня. Одно можно сказать твердо: артист был очень убедителен, и калининградцы по-праву могут считать свой родной край органной столицей России.

После лекции удалось немного пообщаться с Евгением и задать несколько вопросов, на которые он любезно ответил. В частности, как и почему возникла идея проекта «Калининград – органная столица России», ведь Авраменко не коренной житель, а такой проект, по большому счету, подарок Калининграду – открывается ещё одна его привлекательная сторона.
Отвечая когда-то на этот вопрос другим журналистам, Евгений говорил очень коротко: «Идея летала в воздухе». Теперь же ответ был более обстоятельным: музыкант давно знаком с нашим городом, первое его посещение было связано с открытием органного зала Макарова в Светлогорске. Это были первые настоящие, большие гастроли. Тогда юный Евгений Авраменко приезжал в Калининград со своим учителем — А.М. Шмитовым. Затем были приглашения из филармонии. Помимо этого, в 2009 году Евгений Авраменко получил премию Кафедрального собора на проходившем тогда VI Международном органном конкурсе имени М.Таривердиева. А ещё Калининград подарил ему прекрасную спутницу жизни – жену Ксению.
По словам Евгения, наш край «оборганен». Здесь есть как самый большой орган, так и самый маленький, имеется интересный по своему устройству орган католической церкви и первый частный орган в Светлогорске. Вот-вот откроется орган в католическом приходе Знаменска. Обзаведется органом и колледж им. Рахманинова. По количеству органов мы стоим на третьем месте в стране — после двух столиц.  Всё это и послужило толчком к созданию проекта. «Мне здесь хорошо», — сказал Евгений. Как хорошо было в Хабаровске и Дамаске. Хорошо там, где любимая работа и рядом любимая семья.

С 2005 по 2013 год Авраменко работал в Сирии, преподавал орган, клавесин и фортепиано в Высшем институте музыки Дамаска, много выступал на концертных площадках этой арабской страны.
Вопросы напрашивались сами по себе: как относятся в мусульманском мире к инструменту, используемому в другом религиозном культе, много ли было желающих учиться игре на нем, много ли в Сирии любителей органной музыки?

Отвечая на них, Евгений Авраменко отметил, что музыкальная жизнь Дамаска до войны была весьма насыщенной. Туда приезжали оркестры и оперные театры мира, проходили концерты под эгидой Русского культурного центра и фестиваль «Северное сияние», в котором принимали участие все преподаватели Высшего института музыки. До приезда в Сирию А.М. Шмитова в стране было два духовых органа — Rieger в Алеппо и Speith в Дамаске. Из-за того, что они не получали должного ухода, их состояние было весьма плачевным. Стараниями Шмитова орган в Дамаске ожил. Инструмент в Алеппо требовал больше внимания в обслуживании и настройке, чем время от времени и занимались Евгений и его ученики.
В 2000 году в столичной опере был установлен орган на воздушной подушке. На чисто органные концерты слушателей приходило немало, но зал не заполнялся полностью. А вот смешанные концерты, например, с хором, оркестром, удом, бузуком и перкуссией, собирали полные залы. Играли ориентальную музыку, импровизации, музыку азербайджанских композиторов, классику, демонстрируя разные стили, эпохи и жанры, так, чтобы было интересно слушателям.
В Высший институт музыки в Дамаске абитуриенты поступают сразу же после окончания школы, т.к. среднего звена не существует. Тем не менее, уровень подготовки некоторых из них был весьма высокий. Многие после окончания института уезжают из страны, например во Францию, Канаду, США, Германию. И там они очень востребованы.

(Евгений поскромничал и не рассказал о двух масштабных проектах из многочисленного ряда проведенных им в Сирии: «Мировой премьере» — (для органа, уда, бузука, ударных и перкуссии) и «Лабиринте мира и рае сердца» П. Эбена на текст Яна Коменского — для органа и чтеца (текст был переведен на арабский) с использованием картин средневековых художников).

Евгений Авраменко — человек неравнодушный, ищущий, постоянно работающий над собой и готовый поделиться секретами мастерства с другими. Об этом говорят его проекты, его концерты и его ученики. В один из своих приездов с гастролями в Калининград Евгения Владимировна Лисицына, прославленная органистка, работающая и преподающая сейчас в Риге, высказала мысль: как было бы хорошо ежегодно собирать молодых музыкантов и коллег-органистов, чтобы вместе искать ответы на профессиональные вопросы. Например, — как устроена физика и логика игры на органе? Евгений откликнулся на идею без промедления и решил помочь воплотить её в жизнь. И в 2014 году появились на свет Органные ассамблеи в Риге, где музыкант выступил в роли одного из организаторов.  Кстати, после одной их таких поездок Мария Гаврилюк стала солисткой Калининградской филармонии.

Спрашивать о том, каким учеником был сам органист, бесполезно, поскольку известно, что уже в 13 лет он получил звание лауреата на Московском юношеском конкурсе ансамблей. А вот трудно ли было учиться игре на органе в столь юном возрасте (13 лет), ведь рука ещё маленькая (игру на фортепиано можно образно назвать акробатикой пальцев, в которой нужны растяжка, мускулы и координация), и кто привел Евгения в музыкальную школу, я решила узнать. На эти вопросы он ответил так:

— Я первый музыкант в семье. И начал требовать, чтобы меня отвели в музыкалку в 4 года. В четыре меня не приняли. Сказали: приходи в пять, может быть, если подрастешь, возьмём. Я пришел в пять, и был настроен весьма решительно. Меня взяли, но через год сказали: делать тебе здесь нечего, езжай в Москву. (Евгений родился в Одинцово, пригороде Москвы). Учиться играть на органе было не тяжело. Здесь нет необходимости иметь растяжку и такую большую руку, как у Рахманинова. Но важно другое. Фортепиано – это клавишно-ударный инструмент, а орган – клавишно-духовой. На фортепиано крещендо и димидуэндо зависят от силы прикосновения к клавишам. Для выразительной игры на органе нужны эмоции и временной фактор. Если хочешь подчеркнуть нотку — удлини её, если хочешь убрать акцент – сделай короче. Школа игры на фортепиано и школа игры на органе имеют не так много общего.

Далее последовал еще один вопрос: на афишах органных концертов редко можно увидеть оригинальные произведения русских композиторов XIX века и старше — всё больше переложения их сочинений и имена композиторов ХХ века. Получается, что композиторы XIX века почти ничего не писали для этого инструмента. Почему? Ведь орган как светский музыкальный инструмент был достаточно популярен в России. Хотели бы вы познакомить калининградских слушателей с русской органной музыкой?

На эти вопросы Евгений Авраменко ответил следующим образом: орган — не наш инструмент. Органная культура в России имеет древние корни и многовековой путь развития, однако использование органов все это время носило исключительно светский характер. Связь между органом и русской православной церковью полностью отсутствовала.
Примером светского применения может служить такой факт: в Санкт-Петербурге, в знаменитом институте акушерства и гинекологии 100 лет тому назад стоял орган. И будущие мамы могли посещать органные концерты. Кроме того, к каждой кровати беременной было проведено устройство, что-то вроде радио, чтобы женщины могли слушать музыку лежа.
Органов в те времена было много, но играть на них приглашали в основном иностранцев.
У Евгения Авраменко есть программы, состоящие из оригинальных произведений русских композиторов, есть и желание познакомить слушателей с этой музыкой. Но это в будущем. А пока 17 июня состоится интереснейший концерт для органа и флейты под названием «Любимые оперы». И нас с вами, дорогие калининградцы, ждут на него. Заранее скажу: звучит такое сочетание инструментов божественно — во время лекции демонстрировался небольшой фрагмент.

И, последний вопрос, который я задала Евгению Авраменко:
— Являясь основателем сайта Органное сообщество, вы проделали колоссальную работу по его наполнению — ресурс получился интересным не только для специалистов. А еще вы ведете активную гастрольную деятельность, принимаете участие в различных проектах, преподаете, выступаете в Калининграде, читаете лекций. Как на все хватает времени?

Музыкант ответил просто, улыбаясь:
— В сутках 24 часа.

Н. Гора

 

http://day-off39.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.