В Полоцке проходит юбилейный Международный фестиваль органной музыки «Званы Сафii». Вот уже в 20-й раз он собирает белорусских и зарубежных музыкантов и зрителей, несмотря ни на какие сложности. На концерте открытия фестиваля побывал корреспондент «СБ Беларусь Сегодня».

Воскресным вечером улицы города малолюдны, летят под ноги дубовые листья, и когда поднимаешься на холм, где возвышается старинный Софийский собор, мало кого встретишь. Кажется, что город пуст, и невольно опасаешься: неужели и концертный зал будет без зрителей?

Однако опасения напрасны — за дверями собора людно, большинство гостей пришло заранее и заняло свои места. К открытию слушателям приготовили необычную программу. Органистка концертного зала Софийского собора Ксения Погорелая и солисты Валентин Юхневич (труба) и Виктория Бабенко (скрипка) исполнили самую разную музыку: от классики эпохи барокко до творчества ныне живущих композиторов.

Переложения известных и не очень произведений для столь необычного и эффектного трио музыканты подготовили сами. И, в третий раз играя на бис, поразили публику известной, наверное, всем и каждому композицией Besame mucho.

От недостатка зрителей фестиваль не страдает, говорит его вдохновительница Ксения Погорелая, но на заполнение зала нужно работать в течение года:

— Мы поддерживаем связь с нашими постоянными слушателями, пользуемся тем, что можем теперь дружить в соцсетях. За 20 лет сложилась традиция посещения наших концертов, и уже в сентябре — начале октября люди спрашивают о программе фестиваля.

«Званы Сафii» посещают в основном жители Полоцка и окрестных городов, некоторые приезжают на концерты из Минска. Часть билетов заранее выкупают гости из Смоленска и Пскова.

Организованного туризма конкретно на фестиваль нет, хотя иной раз какая-нибудь турфирма и привозит автобус. Впрочем, здесь и без того аншлаг. Бросается в глаза, что большинство слушателей в зале — среднего возраста и старше. Примета любителя органной музыки — седина.

Молодежи не так много, как хотелось бы, признает Ксения Погорелая:

— Сложно стало работать с молодежью в плане абонементов. Раньше мы практически каждый месяц проводили абонементные концерты и спустя 7−8 лет имели прилив молодой публики. В последние годы этот процесс приостановился, мы работаем с малышами: детсад, 1−2-е классы.

Может быть, это связано с тем, что убрали из школьной программы предмет «Мировая художественная культура», да и в целом мало музыки стало в школах. Мы старались программу МХК оживить, показать пласт культуры XVII-XVIII столетий.

Юбилей в этом году не только у фестиваля, но и у органа Софийского собора, напоминает Тамара Джумантаева, директор Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника:

— Весной органу исполнилось 30 лет. Его для нас построила чешская фирма Rieger Kloss и установила в феврале 1985 года. А уже в марте состоялся первый органный концерт в музее истории архитектуры Софийского собора. В Полоцке выступил народный артист России Олег Янченко.

Концертный зал в стенах Софии открыт в 1983 году, и до появления органа здесь звучала лишь камерная музыка. Правда, от установки инструмента и первых концертов до создания международного фестиваля прошло 10 лет.

Фестиваль «Званы Сафii» частично финансирует государство: несмотря ни на какие сложности, ежегодно облисполком выделяет на это средства. Сейчас известные исполнители из-за рубежа зачастую не ждут приглашения — сами просятся участвовать в фестивале, радуется Ксения Погорелая:

— В этот раз в увертюре к фестивалю выступал французский органист Пьер Зеворт, были гости из Дании, сыграют россияне — Ксения и Евгений Авраменко, музыкант из Австрии Иоганн Труммер — профессор, декан Института церковной музыки и органа, будет итальянский органист и композитор Эудженио Мария Фаджиани. Он, кстати, просто прислал мне письмо в Фейсбуке, представил свои записи, биографию. Мы послушали — нам понравилось, решили пригласить.

http://news.tut.by/

http://news.tut.by/

http://news.tut.by/

http://news.tut.by/

 

Comments are closed.