Первое впечатление при знакомстве с этой хрупкой девушкой обманчиво. Джинсы, кроссовки, копна непослушных волос, собранных в хвост. В глазах – веселые искорки. Одним словом — тинэйджер. Но когда гибкие руки Анастасии касаются клавиш органа — рождается музыка, пленяющая своей мощью, красотой и торжеством звука.


Она как будто родилась в другой эпохе. В той, где уважение и честь ценились выше славы и денег. Где умели острее чувствовать, насыщеннее жить. Без спешки и суеты. Она прекрасно разбирается в литературе, предпочитает итальянских живописцев и старинную французскую музыку.

 

 

— Это правда, — улыбается Анастасия, — я бы, наверное, хорошо себя чувствовала в XVIII столетии, где даже музыка звучала в более медленном темпе, чем сейчас, не говоря уж о ритме жизни. Мне нужно время не только для того, чтобы осмыслить происходящее, но и прочувствовать ценность мгновения.

Вот эту ценность Настя и пытается передать своим слушателям. Ее игра как будто обнимает, окружает вас, заполняет собой все вокруг. Откуда появился этот дар — она и сама не знает. В ее семье не было музыкантов. Отец – инженер, мама по специальности лингвист, по чьим стопам пошел и старший брат Анастасии. Но музыка сопровождала все ее детство.
С рождения образованием дочери занимался отец. Он привил вкус к классической музыке, изысканной живописи и «большой» литературе.
— Отец частенько говорил: «Настя иди сюда, сегодня мы будем читать Бёрнса»… Мне было одиннадцать лет, когда папы не стало, но его стремление показать красоту слов и звуков, которые меня окружают, не прошло даром. Теперь я понимаю, что за тысячетонной шелухой, которая сыплется из экранов телевизоров, радиоэфиров и газет, скрывается настоящая жизнь. Жаль, что многие ее не видят, — говорит Анастасия.
Любовь к музыке пришла не сразу. Но после обычной музыкальной школы, куда родители отправили ее «для общего развития», Настя поступила в музыкальное училище, затем окончила с красным дипломом Московскую консерваторию и аспирантуру. На факультете исторического и современного исполнительского искусства (класс фортепиано) Насте предстояло сделать выбор дополнительного инструмента. Что тогда ее подтолкнуло к органу, она уже и не помнит. Но один раз услышав, какие невероятно красивые звуки издает этот мощный, величественный инструмент, поняла, что ее жизнь – это музыка. Музыка, заставляющая плакать и смеяться, трепетать и торжествовать.
— Орган – фантастический инструмент, — восхищается Настя. — У российских слушателей пока нет большого опыта общения с такой музыкой, ведь его история связана прежде всего с западноевропейской культурой. Мне довелось играть на многих органах. Все они различны по своему звучанию. В Европе, откуда родом орган, его звучание уникально из-за неповторимой акустики храмов: складывается ощущение, что ты не в зале, а внутри инструмента. К сожалению, не во всех концертных залах России есть такая акустика, а оттого звучание суше. Одно хорошо – в Москве орган уже не редкость.
Орган — это прежде всего Бах. Кто еще не слышал его «Токкату и фугу ре минор», тот не сможет оценить всего величия органной музыки. Легенда гласит, что когда у Баха спросили: «В чем секрет игры на органе?» — он ответил: «Это очень просто. Надо только в нужные моменты нажимать нужные клавиши!». Шутил ли композитор? Лишь отчасти. В этом и заключается загадочность органа. Нужна внутренняя сила, смелость и талант – только сочетание всех составляющих позволит проявить себя через уже царящее вокруг торжество звука.


— Игра на органе – как прикосновение к вечности, — говорит Анастасия. — Безумный по своей мощи и красоте звук захватывает, уносит от суетного, повседневного…
«Роман с органом», который начался в стенах консерватории, захватил и увлек в далекую Женеву. Целый год Анастасия имела возможность не только видеть и слушать, но и касаться клавиш самого старого органа в мире, установленного в церкви кантона Валер. Она с головой окунулась в изучение старинной французской музыки, которая была написана как будто для нее самой. Из Женевы возвращалась уже другая Анастасия Черток – вроде бы та же веселая девчонка, но в глазах – большое желание впустить схваченную за границей красоту в сердца российских слушателей.
Зная по своему опыту, какие душевные терзания перед выступлениями ожидают начинающих музыкантов, Настя решила помочь своим ученикам. Ей пришла в голову идея театральных постановок. Став преподавателем Центра эстетического воспитания детей при ГМИИ им. Пушкина и в Детской музыкальной школе им. Таривердиева, она поставила несколько великолепных музыкальных спектаклей об истории Англии, Венеции, рассказала об истории возникновения и развития органной музыки. Ее маленькие воспитанники в процессе игры не только преодолевают свой страх перед сценой, но и получают объемный багаж исторических и музыкальных знаний. Помимо преподавательской деятельности Анастасия успевает давать концерты в Германии, Щвейцарии, Италии, Франции, России…
У Анастасии две жизненные ценности: семья и работа. Этого вполне достаточно, чтобы жить в гармонии с собой. И если позволить себе сравнить музыканта с инструментом, то Настя, так же как и орган, существо самодостаточное.
Она чувствует себя счастливой в своей квартире на Маяковке, откуда рукой подать до Патриарших, восхищается непосредственностью своих учеников, любит белые каллы и картины Питера Брейгеля. Иногда ругает себя за неразумные поступки. А еще у нее есть дочь, которая, несмотря на звание лауреата первой премии международного рояльного конкурса, мечтает стать не музыкантом, а сценаристом. Есть мама, которая давно уже не просто мама, а лучшая подруга. Старший брат, с которым они понимают друг друга с полуслова…
Настя — счастливый человек, но что-то неуловимое во взгляде делает ее непохожей на остальных. Девушка восемнадцатого века…

Оксана Баранова

http://womenofrussia.org

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.