17 февраля в областной филармонии отметили день рождения «короля инструментов»
Людмила Камелина и творение фирмы «Рудольф фон Беккерат» уже десять лет неразлучны 

Сегодня панорама культурной жизни Самары невозможна без голоса «короля музыкальных инструментов» — органа, который появился в концертном зале Самарской филармонии тринадцать лет назад – в 2001 году.
За 13 лет – более 100 концертов
«Органная» идея витала в Самаре с начала 1990-х годов. Активное участие в реализации проекта принял ведущий в России эксперт по органостроению выдающийся органист-исполнитель народный артист России Гарри Гродберг. Орган для Самарской филармонии изготовлен и смонтирован специалистами известной немецкой фирмы «Рудольф фон Беккерат». Именно Гарри Гродберг 17 февраля 2001 года, в день торжественного открытия органа, первым коснулся его клавиатуры, а 17 февраля стало традиционным праздником дня рождения самарского органа.
Самарский орган сразу зажил активной, насыщенной жизнью. За прошедшие тринадцать лет состоялось более ста органных концертов, в которых приняли участие мэтры органного искусства из нашей страны и более чем из 20 стран мира. Вот лишь несколько имен: народный артист России, профессор Рубин Абдуллин (Казань), Людгер Ломан и Лео Кремер (Германия), Джанкарло Пароди (Италия), Даниэль Рот (Париж, Франция), Ги Бове (Швейцария),
Ярким событием нынешнего филармонического сезона стал приезд в Самару трех главных – титулярных — органистов знаменитого собора Нотр-Дам де Пари Йоанна Вексо, Филиппа Лефевра и Оливье Латри.
«Хозяйка» из «нового движения»
С 2004 года «хозяйкой» самарского органа стала заслуженная артистка России Людмила Камелина. Выпускница Казанской консерватории и ассистентуры-стажировки при ней, она прошла также курс обучения в Высшей школе музыки в немецком городе Фрайбурге, является лауреатом нескольких международных конкурсов органистов.
Людмила Камелина: «Я училась на первом курсе Казанской консерватории по классу фортепиано, когда в Малом зале консерватории появился учебный орган. Все кинулись в класс органного факультатива. По рекомендации руководителя класса ректора консерватории Рубина Кабировича Абдуллина со второго курса я училась по двум специальностям: на фортепиано и на органе. Так и окончила консерваторию. Но серьезно заниматься органом начала лишь несколько лет спустя. Для меня фантастическим стал 1988 год: познакомилась с выдающимся органистом Олегом Янченко, встретилась с Лео Кремером, к которому потом ездила на конкурс в Шпейер и много раз — на мастер-классы в разных городах. Успешно отыграла два тура на международном конкурсе в
Будапеште, где познакомилась с членом жюри профессором из Фрайбурга Зигмундом Сатмари, который пригласил меня на свой мастер-класс в Швейцарию. Затем в течение полутора лет училась у него в аспирантуре в Германии.
Тогда же сформировался круг музыкантов-органистов моего поколения, которым очень повезло: спустя пару лет рухнул «железный занавес», и мы смогли ездить за рубеж. Нас было десять человек со всего Советского Союза, мы организовали «Новое органное движение», в течение пяти-шести лет вели активную фестивально-концертную деятельность».
«Непройденный путь» музыкантов и слушателей
«Россия так же, как, скажем, Япония или Китай, — не традиционная органная страна. У слушателей нет опыта общения с такого рода музыкой, нет знаний, которые необходимы для ее восприятия. Органная музыка написана по определенному поводу, на определенные тексты, так как вся ее история, по крайней мере до ХХ века, связана с протестантской, католической культурой. Я это поняла, когда оказалась во Фрайбурге, осознав, насколько эмпирически мы подходили к интерпретации произведений того же Баха. Это была просто интуиция, музыкальное чутье — правильно или неправильно, никто не мог знать. Мы играли, как хотелось. Но если знаешь тексты, на которые написан тот или иной хорал или прелюдия, место сочинения в литургии или во времени церковного года, это значительно упрощает задачу постижения замысла композитора. Для российских органистов это так же сложно, как и для нашей публики. Поэтому путь, который проходит сейчас органная культура в России, и для исполнителя, и для слушателей — это пока еще путь постижения, хотя сегодня мы обладаем большой информацией, Интернетом, много общаемся, ездим, многие мастера приезжают к нам. Этот путь далеко не пройден и музыкантами, и слушателями, которые должны приобретать опыт восприятия органной музыки.
В Европе — иное дело. Там человек, приходя два раза в церковь, слышит орган, и этот язык ему понятен. А для тех, кто пришел на органный концерт впервые, он совсем не понятен. Музыка оказывает только эмоциональное воздействие. Все это создает определенные трудности. Поэтому свою задачу как исполнителя, солиста вижу в том, чтобы помогать слушателям. Органисты исполняют концертные программы, демонстрируют свое мастерство, но, чтобы подготовить слушателей к восприятию того или иного произведения, нужно много поработать».
«Счастлива, что оказалась в Самаре»
«Моя «оседлая» концертная жизнь началась в Красноярской филармонии, где я проработала до 2004 года. Годом раньше, возвращаясь с проходившего в Саратове фестиваля в Казань, остановилась в Самаре и зашла в филармонию посмотреть новый орган. Познакомилась с директором Натальей Степановной Глуховой. Вскоре сыграла в Самаре несколько концертов, в том числе два детских, и меня пригласили на постоянную работу. Нужно сказать, что я волжанка, и моя душа постоянно рвалась из Сибири на Волгу. Счастлива, что оказалась в Самаре. Здесь я продолжаю заниматься моим любимым делом. Но, с другой стороны, новый инструмент открыл для меня новые, более широкие перспективы. Тот, что был у меня в Красноярске, значительно меньше самарского. Да и сами по себе возможности у Самарской филармонии иного масштаба: пройден большой путь, накоплен огромный опыт. Сюда постоянно приезжают хорошие музыканты, которые до Сибири по разным причинам не добираются, и это расширяет перспективы моих творческих контактов».
Правильный выбор
«Как лауреат международного конкурса я играла на органе в Большом зале Московской консерватории, одном из лучших в нашей стране. Он создан великим французским мастером ХIХ века, не каждая европейская страна может похвастаться таким инструментом. В России около сотни органов, и самарский — один из лучших. В этом убедилась, общаясь с приезжающими сюда зарубежными музыкантами. Всем им он нравится по-разному. Немецким исполнителям — очень, потому что ориентирован на немецкие органные традиции и культуру. А одному известному швейцарскому органисту в самарском органе не доставало терпкости и мягкости, присущих французским инструментам. Тем не менее, его концерт продемонстрировал огромные возможности нашего органа.
Самарский орган — очень качественный инструмент. Безусловно, был сделан правильный выбор: фирма «Рудольф фон Беккерат» входит в десятку лучших в мире. Сейчас все инструменты делаются универсальными, на них можно играть музыку разных эпох, стран и стилей. А самарский орган — породистый, имеет свое лицо. По тембру и по характеру звучания он немецкий, и мне кажется, что его достоинство именно в этом индивидуальном характере. Нужно считаться с тем, что ни один концертный орган не звучит в церковной акустике: там — особая реверберация. Если хочется особой мощи звучания, нужна церковная акустика, если же интересоваться деталями, отдельными нотами, рожденными композитором в муках, нужно идти в филармонию. Здесь исполнитель слышит каждый звук, может контролировать каждый свой палец. Разнообразные концерты, проходящие в филармонии, демонстрируют огромные возможности нашего органа».
Фейерверк проектов
Людмила Камелина сразу завоевала симпатии самарских меломанов и своим высоким исполнительским мастерством, и целым фейерверком творческих проектов. За десять лет работы в Самарской филармонии она была художественным руководителем органных фестивалей «Королевские аудиенции», «Самара — Штутгарт», «Его величество орган», «Из коллекции шедевров органной музыки», знакомящих слушателей как с произведениями для органа соло, так и с написанными для органа в ансамбле с другими инструментами и голосом.
Камелина создала органные абонементные циклы для детей, которые были представлены не только на самарской сцене, но и в других российских городах. Она — автор уникальных просветительских программ, в числе которых не имеющий аналогов в нашей стране цикл «Органные столицы мира» с видеорядами самых известных органов мира и рассказами о создателях органов и особенностях органного искусства разных стран.
Вне конкуренции
Программы концертов, посвященных дню рождения самарского органа, всегда оригинальны и достойно представляют «короля инструментов» в самых разных ипостасях. И атмосфера этих вечеров особая: зрители часто располагаются прямо на сцене, которая отделена от большого зала занавесом. Ввиду большого числа желающих попасть на нынешний органный праздник, он стал исключением из правил: публика расположилась в большом зале, где не было ни одного свободного места.
В этот вечер, как и в самом первом органном концерте Камелиной в Самаре, были заняты только местные исполнители, так что атмосфера вечера получилась по-особому домашней. Участниками стали артисты Самарской филармонии лауреаты международных конкурсов Ольга Ушкова и Оксана Антонова (сопрано) и Николай Фефилов (фортепиано), а также инструменталисты Антон Антонов (труба), Евгения Трибунская (флейта), Ксения Бровченко (ударные) и струнный квартет филармонии в составе: Анна Шевякова (1-я скрипка), Екатерина Карташова (2-я скрипка), Татьяна Пастухова (альт), Дарья Волкова (виолончель).
Многие из участников концерта не столь опытны в сольных выступлениях, а для кого-то это был по существу первый выход на сцену в качестве солиста. Конечно, это не могло не сказаться на впечатлении от их музицирования, которому подчас не доставало внутренней свободы, трепетности и изысканности исполнения старинной музыки и артистического драйва в романтических сочинениях. Зато вечер 13-летия самарского органа стал для молодых исполнителей важным творческим дебютом.
Первое отделение составили сочинения Иоганна Себастьяна Баха: токката ре минор, хоральная прелюдия соль минор в переложении для трубы и органа, соната для флейты и органа соль мажор, ария из «Кофейной кантаты» и концерт ля минор в переложении для струнных и органа. Во втором отделении прозвучали соната для органа и ударных Винченцо Петрали, «Ave Maria» Пьетро Масканьи, дуэт «Хвала Господу» из Симфонии №2 Феликса Мендельсона, прелюдия, фуга и вариации Франка Сезара и «Финал» для фортепиано с органом Камиля Сен-Санса.
В этот вечер вне конкуренции были сама Людмила Камелина и выступивший с ней в заключительных номерах Николай Фефилов. По окончании концертной программы зрителей ждали бокалы шампанского в Хрустальное фойе.

http://samarskieizvestia.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.