Орган Большого театра

Концерт, названный «Торжество муз», состоялся на Исторической сцене Большого театра 3 декабря 2014 г. Его представили как концерт органной музыки.

Это был первый официальный концерт нового органа Большого театра, установленного весной прошлого года.

Такое название не совсем точно. Собственно органных произведений в его программе было шесть из общего числа 19 номеров. В остальных 13 номерах программы орган принимал участие в аккомпанементе.

Сам факт проведения такого концерта отраден как символ реального начала функционирования в столице еще одного зала, оснащенного полноценным концертным органом. Таких залов в Москве совсем мало с учетом того, что крупнейший и старейший орган Большого зала Московской консерватории находится в состоянии длительного капитального ремонта. Не функционирует и орган Малого зала консерватории из-за ремонта зала. Орган в консерваторском зале им. Мясковского  имеет скорее учебный характер.

Таким образом, на сегодня в столице всего две концертных площадки с действующими органами: Концертный зал им. Чайковского и Концертный зал Российской академии музыки  им. Гнесиных.  Есть еще церковные залы, в которых органные концерты проходят  регулярно. Это католические Собор Непорочного зачатия Девы Марии на Малой Грузинской, и Св. Людовика на Малой Лубянке, лютеранский собор свв. Петра и Павла в Старосадском переулке и Англиканский собор  св. Андрея в Брюсовом переулке.

Тем ценнее включение органа Большого театра в число реально действующих. Без ущерба для репертуарной политики Большого театра орган может функционировать по понедельникам, когда у Большого театра выходной день.

В Большом театре установлен орган немецкой  фирмы «Glatter-Götz orgelbau GmbH». Он размещён на специальной органной галерее, расположенной над левой частью сцены, в глубине, на уровне пятого этажа. Орган имеет два мануала, педальную клавиатуру, 32 регистр, 1819 металлических и около 100 деревянных труб. Диаметры труб и давление воздуха в них в этом органе увеличены с целью использования более мощных воздушных потоков, обеспечивающих лучшее озвучивание огромного зала театра. С этой целью была установлена мощная воздуходувка.

Играть на этом органе можно как на механической, так и на электрической клавишных трактурах или на двух клавиатурах одновременно двум органистам. Механический пульт установлен в самом корпусе органа и при игре на нем исполнитель видит дирижера на видеомониторе. Пульт с электрической трактурой может быть установлен в любой точке оркестровой ямы, сцены или кулис. Его перемещение ограничивается только длинной кабеля, соединяющего пульт с органном. В концерте была использована электрическая трактура.

В концерте приняли участие четыре органиста: ректор Казанской консерватории Рубин Абдуллин,  органист при Викариате града Ватикана в Соборе Святого Петра, на общих аудиенциях Святого Отца, Папской швейцарской гвардии Джанлука Либертуччи, органист из Санкт-Петерургской консерватории Даниэль Зарецкий и профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая.

Участниками концерта были вокалисты: солистки Большого театра Венера Гимадиева (сопрано) и Светлана Шилова (меццо-сопрано), приглашенные солисты Большого театра Александра Кадурина (меццо-сопрано) и Сергей Радченко (тенор). В концерте выступили солисты оркестра Большого театра Борис Лифановский (виолончель), Инна Ли (скрипка), Алексей Корнильев (труба), Сергей Лысенко (гобой) Ансамбль солистов оркестра Большого театра, Ансамбль скрипачей Большого театра, Камерный хор Московской консерватории  (художественный руководитель и дирижёр хора и всего концерта Александр Соловьёв). Стихи читал и вёл концерт Пётр Татарицкий.

Концерт открылся полонезом для хора и органа Осипа Козловского на стихи Гавриила Державина «Гром победы раздавайся» (транскрипция Дм. Дианова). Этот полонез, великолепно исполненный Камерным хором Московской консерватории, был при Екатерине Великой неофициальным гимном Российской империи.  Хор принимал участие в исполнении 1-й части из кантаты А. Вивальди «Gloria »

Вообще, участие в концерте Камерного хора Московской консерватории, находящегося в прекрасной творческой форме, украсило вечер. Хор выступил во фрагментах из оперы А. Алябьева  «Буря» по одноименной пьесе У. Шекспира и в псалме В. А. Моцарта «Laudate domine».

Орган Большого театра дает возможность большого выбора в регистровках. Так у Рубина Абдулина они массивны и несколько брутальны. У итальянского органиста Джанлука Либертуччи они вокальны, певучи. Очень красиво у него позвучали две сонаты для органа соло Б. Галуппи и Дж. Моранди. Регистровкам Евгении Кривицкой свойственны сдержанность и лаконичность. Она очень тактична в регистровках и динамике  в аккомпанементе. У Даниэля Зарецкого они классичны.

Хорошо в этом концерте показали себя большинство вокалистов. В большинстве своем они выпускники Молодежной оперной программы Большого театра (художественный руководитель Дмитрий Вдовин). Удачным вечер оказался для Светланы Шиловой. Особо ей удалась «Ave Maria» Луиджи Люцци с виолончелистом Борисом Лифановским и Евгенией Кривицкой. К сожалению, не лучшим образом выступила Венера Гимадиева, у которой были проблемы с точностью интонирования.

В целом первый органный «блин» в Большом театре вышел не комом, а румяным и аппетитным. Важно, что вся музыкальная программа была отмечена хорошим вкусом и профессионализмом. Хотелось бы надеяться, что органные концерты в Большом театре России будут регулярными.

Владимир Ойвин

http://www.classicalmusicnews.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.