В пятницу все любители классической музыки собрались в Капелльхаусе на вечер органной музыки, посвященный 90-летию со дня основания Азербайджанской государственной консерватории, нынешней Бакинской музыкальной академии имени Узеира Гаджибейли. Программа вечера была очень насыщенной, прозвучали хоральные прелюдии Баха, «Гимн» Генделя, «Andante» Моцарта, «Токкато» из готической сюиты Бельмана, «Граве» Бенды, фрагменты из «Мессы» Гриньи, «Соната № 1» Мендельсона.

Органную музыку сопровождали флейта и скрипка. Однако можно с уверенностью сказать, что самым необычным произведением, прозвучавшим в этот вечер, стал гимн Азербайджанской Республики в органном исполнении. Наверное, никогда еще гимн не был настолько торжественным!

По окончании концерта корреспондент ANN.Az побеседовал с заслуженным деятелем искусства Азербайджана, профессором, кандидатом искусствоведения, заведующей кафедрой «Орган и клавесин» Бакинской музыкальной академии Таирой Ягубовой.

— Таира ханум, концерт посвящен 90-летию Музыкальной академии. Почему был выбран именно орган? Торжественная музыка для торжественного события?

— Вы знаете, весь этот юбилейный год мы вместе со студентами выступали на различных вечерах, вообще очень активно участвовали в концертах, приуроченных к юбилею нашей Академии. Ну что я могу вам сказать. На этом концерте было много людей, не имеющих отношения к консерватории, но они попросили сделать концерт в Капелльхаусе. Несмотря на то, что орган здесь электронный, он, как мне кажется, все-таки сумел создать атмосферу. Все участники с удовольствием занимались, приходили на репетиции. Вообще, вы знаете, нынешнюю молодежь надо периодически как-то будоражить, если их оставить в покое, они, в общем-то, будут пребывать в покойном, так сказать, медитационном состоянии. Поэтому я все время их включаю в концерты, в какие-то торжественные мероприятия. Это им нравится, это их вдохновляет. Я считаю, что это очень большой стимул – участвовать в таком торжественном концерте, посвященном такому грандиозному событию – юбилею Музыкальной академии. И они очень старались. Я всегда стараюсь показать рост учеников. Вот, к примеру, сегодня играла Саида Гасымова. Она исполняла, и очень хорошо, хорал. Она учится только в десятом классе и в будущем году будет поступать. Я надеюсь что она будет поступать на орган, потому что у нее большое будущее, она очень способная ученица. Еще сегодня выступали студенты с первого и второго курса, была ансамблевая музыка, которую я очень люблю. Вот Нелли ханум занимается ансамблевой музыкой (указывает на педагога Нелли Абутидзе, доцента, кандидата педагогических наук – авт.). Она всегда создает именно атмосферу коллектива. Участвовали сегодня и ребята, которые окончили консерваторию несколько лет назад. Вот, к примеру, последней выступала моя бывшая аспирантка Натаван Гулиева. Вы знаете, она 10 лет не подходила к инструменту, посвятила себя своей семье. Сейчас она решила снова заняться музыкой, и вот вам результат! Дичайшую по трудности сонату Мендельсона она великолепно подготовила всего за два месяца! Она очень талантливая, у нее очень большие перспективы. В конце марта у нее будет концерт в Кирхе. (помолчав) Орган, это такой инструмент… Самый одухотворенный инструмент, самый возвышенный. Он затрагивает самые тонкие струны человеческой души.

— Таира ханум, а много ли человек становятся студентами Вашего факультета?

— Раньше было больше, приток был более интенсивный. Сейчас меньше. Почему? Потому что все время идут сокращения. В результате мы многих лишились.

— Какие именно сокращения Вы имеете в виду? Курсов или преподавателей?

— Нет-нет, речь идет о болонской системе, там идут сокращения учебного процесса, введение новых правил. Факультатив не разрешается, остается только спец, а раньше факультативы посещали очень многие пианисты, композиторы, теоретики. У нас было очень большое количество органистов, из которых можно было выбрать будущих солистов. Вот этих девочек (кивает на выступавших на концерте студенток) я уже готовлю на будущее, потому что нам на смену нужны более молодые силы, новые исполнители, чтоб эта музыка никогда не умолкала, чтобы она всегда звучала в зале органной и камерной музыки. Вы знаете, наша страна пережила очень тяжелое время, конец 80-х – начало 90-х годов. Я и прочие мои коллеги, мы бесконечно пропадали в этих залах, все время играли. Я часами сидела, играла и люди приходили! Голодные, холодные, это ведь было действительно страшное время, но они приходили, сидели и слушали. Когда случились трагические события 20 января и Ходжалы, мы дали в честь погибших памятные концерты, и с тех пор каждый год, проводили вечера памяти наших героев. Нам ни копейки ни платили, мы ничего за это не получали, мы просто играли для народа, чтобы хоть как-то приободрить, поддержать людей. Чтобы люди перестали думать о каких-то мелких делах и сосредоточивались на самом главном. Это божественная музыка.

— С этим я согласна! Тем более учитывая, что большинство людей ассоциирует орган только с церковной музыкой. Когда я сегодня зашла в зал и услышала гимн Азербайджана в органном исполнении, у меня был просто шок!

— Вам понравилось?

— Это было просто бесподобно! Получилось что-то невероятно торжественное, это действительно музыка государства.

— Эту инициативу мне подал Фархад Шамсиевич (Фархад Бадалбейли, ректор БМА – авт.). Он знает, что я все время перекладываю известные произведения, к примеру, я переложила 16 избранных произведений Кара Караева, там и «Прелюдии», и «Дон Кихот», и «Траурная ода». И он как-то предложил мне: «Таира, а что если ты переложишь гимн Азербайджана? Там так хорошо прозвучат басы!» (смеется) И я начала перекладывать. Это была очень интересная работа и при этом очень ответственная, ведь речь идет о гимне нашей страны! Я хотела придать больше линеарности голосам для более полнозвучного и торжественного звучания.

— Таира ханум, а кому Вы доверили сегодня исполнение этого произведения?

— Гимн исполняла Шафаг Абдуллаева, она наша бывшая выпускница, очень способная и перспективная органистка. Впервые она исполнила это произведение на праздничном вечере, посвященном 90-летию музыкальной академии, состоявшемся в декабре прошлого года. Этот торжественный для всех нас вечер открывался именно гимном Азербайджана.

— Таира ханум, а проводятся ли в мире какие-то фестивали органной музыки, где могли бы участвовать и наши ребята?

— Да, фестивали есть, но наше в них участие связано с материальной стороной. Очень трудно найти спонсоров. Раньше мы очень часто приглашали известных музыкантов из Германии, из Франции на мастер-классы. Они были в восторге от наших студентов. У меня до сих пор хранится письмо Марии Леви, музыканта с русскими корнями. Она писала мне, что ей очень понравились наши студенты и что они очень талантливые. Многие наши выпускники разлетелись по всему миру, они гастролируют, выступают в Америке, Европе, Израиле. Мне очень приятно, что ими всегда восхищаются за рубежом, их талантами, их знаниями, их профессионализмом. Многие думают, что Азербайджан закрытая мусульманская страна, где не может быть никакого развития органного искусства, и вдруг, из этой страны приезжают такие одаренные студенты и играют лучше, чем они. Это вызывает и ревность, и в то же время, восторг. И не надо, кстати, забывать, что первым азербайджанским органистом был Узеир бек! Он был зачислен в Петербургскую консерваторию к бельгийскому органисту Ганшину. Один год он учился игре на органе и получил очень хорошую оценку на экзамене. В 2006 году у меня вышла книга «Король инструментов», в которой это все описано. Так вот, Узеир бек часто приходил в кирху и в костел и слушал органную музыку. По воспоминаниям Рамазана Халилова, свояка, а в дальнейшем директора музея Узеира Гаджибекова, он всегда восторгался этой музыкой и очень хотел сам написать органное произведение. Как раз, когда он собирался заняться этим, в 40-х годах, как вы знаете, началась война. У нас в консерватории орган появился в 39-м году и именно по инициативе Узеир бека. Он перенес его из кирхи, когда она уже закрывалась, и установил в большом зале. На нем начало заниматься старшее поколение, например, Закир Багиров, композитор, обучался на этом органе. К сожалению, в связи с началом войны, консерватория превратилась в госпиталь, и в зале лежали раненые, которые испортили этот орган. А ведь это был уникальный инструмент «валькеровской» фирмы! Walcker – это знаменитая немецкая фирма, которая строила органы начиная с XIX века. У него звук был потрясающий!

— А есть ли у нас сегодня база, позволяющая студентам учиться и развивать свои таланты, кроме консерватории?

— У нас есть школа-студия, а также так специальная музыкальная школа имени Бюль-Бюля. Раньше у меня было много учеников оттуда. У них там нет инструмента, они бегали ко мне заниматься в перерывах между своими занятиями. В связи с этим я очень прошу спонсоров купить в эту школу один электронный орган. Может быть, кто-нибудь откликнется и подарит школе инструмент. Детям нужна возможность заниматься помимо музыкальной академии, в которой установлен механический орган. Электронный орган – это прекрасный тренаж, где они могут разучивать свою программу и приходить в академию с уже приготовленными заданиями. Сейчас они вынуждены приходить в БМА для упражнений, а это, увеличивая и без того сложную программу обучения, увеличивает, соответственно, и нагрузку.

— Таира ханум, напоследок традиционный вопрос – какие у Вас планы, ожидаются ли сольные концерты, выступления в залах органной и камерной музыки?

— В конце марта или в начале апреля состоится сольный концерт Натаван Гулиевой, талантливой органистки, которая представит очень яркую, сложную и интересную программу. Далее в апреле у нас намечается сольный концерт, на котором будет представлена национальная органная музыка, исполнитель – Шафаг Абдуллаева. В мае в кирхе состоится концерт блестящей, активно концертирующей органистки, профессора нашей кафедры Расимы Бабаевой, которая исполнит избранные произведения Караева в моем органном переложении. В июне намечаются еще концерты Натаван Гулиевой и Шафаг Абдуллаевой. Их программа предусматривает исполнение генделевских концертов для оркестра и органа. В сентябре в Азербайджане будет фестиваль, в котором мы также будем активно участвовать. А дальше посмотрим… (улыбается). Я считаю, что пропагандировать органную культуру надо как можно активнее и интенсивнее, потому что орган это такой инструмент, по верной оценке выдающегося критика, музыковеда Стасова: «Орган есть по преимуществу выразитель глубочайших и могущественных стремлений человеческого духа. У него одного существуют те потрясающие звуки, те громы, тот величественный говорящий как будто из вечности голос, которого выражение невозможно никакому другому инструменту, никакому оркестру». Недаром же Моцарт назвал орган «королем инструментов».

Гюльзар

ANN.Az

 

Comments are closed.