Ксения Погорелая, органистка из полоцкого Софийского собора, стала первым гражданином Беларуси, который выступил с концертом в парижском соборе Нотр-Дам. В интервью Радио Свобода она рассказала, почему не хочет уезжать за границу и где работают в Беларуси органисты.

 

Фота: svaboda.org

 

— Вы родились и получили музыкальное образование в России. Каким образом Вы оказались в Полоцке?
— Я родилась в Краснодаре, там же училась в музыкальной школе и музыкальном училище. После окончила Московскую Государственную Консерваторию как пианистка и органистка. А в 1985 году построили орган в полоцком Софийском соборе. Органистка там была моя знакомая. В 1988 году она уехала из Полоцка, а меня взяли на ее место. Я очень хотела попасть в Полоцк. Таким образом, в Софийском соборе я работаю уже 28-й год. И хотя родилась я в России, гражданство у меня белорусское. И везде, когда бываю за границей, представляю Беларусь, везу белорусский музыку и рассказываю всем о Беларуси, о Полоцке и про наш Софийский собор.
— Вы ждали четыре года, перед тем как Ваша заявка на концерт в Париже была утверждена. Почему так престижно для органиста дать концерт в соборе Нотр-Дам?
— Там прекрасный орган, исторический инструмент, ему 450 лет. Но то состояние, в котором он находится, — заслуга мастера органа второй половины ХIХ века Аристида Кавайе-Коля. Этот мастер начал новую эпоху в органостроительстве, обогатив орган регистрами, которые ярко демонстрируют симфонические возможности инструмента. В органе, который находится в соборе Нотр-Дам, 5 мануалов, 121 регистр, более 10 тысяч труб.
— Насколько строги были требования к программе концерта, который Вы привезли в Париж? Была возможность сыграть что-то белорусское?
— В 37-минутном концерте я играла произведение белорусского композитора Анны Короткиной. Исполнила ее «Молитву» из сюиты «Фрески». К сожалению, по условиям современная музыка должна составлять не более 15% программы. Но тем не менее это короткое произведение прозвучал очень ярко и эмоционально. Я много играла органных произведений Анны Короткиной, и сейчас могу сказать, что на органе Нотр-Даму они звучат лучше.
В общем я получила огромное удовольствие от того, что заиграла в историческом месте на историческом инструменте. Моими слушателями были около 2000 человек. Нотр-Дам — это очень популярное туристическое место. Я бы сравнила очереди у него с очередями в Мавзолей в советское время. Каждый день бесконечный поток людей.
— Тяжело было играть на новом инструменте?
— К счастью, перед концертом у меня была возможность сделать две репетиции. Это необходимо, так как в мире нет двух одинаковых органов. Тот, на котором я играю в Софии, очень существенно отличается от того, который находится в Нотр-Даме. Всего я была неделю в Париже. И видела, что каждый день очень много туристов около Нотр-Дам.

Фота: svaboda.org

— А почему четыре года назад Вы подали заявку на концерт в Нотр-Даме? У Вас была такая мечта — сыграть в Париже?
— Это была полностью моя инициатива. Я давно знакома с органами мастера Аристида Кавайе-Коля. Один из них был в Большом зале Московской Государственной Консерватории, где я училась. Другой его орган я видела во время своей первой поездки во Францию ​​- в Нормандии. Поэтому можно сказать, что была мечта сыграть на органе именно этого мастера, да еще и в соборе Парижской Богоматери. Мечты сбываются. Но пришлось ждать четыре года, пока мою заявку рассмотрели и утвердили. В соборе работает духовная комиссия, которая принимает предложения от органистов. Понятно, что строгий отбор — надо прислать записи своего исполнения, программу, биографию. Так получилось, что 19 сентября, когда был мой концерт, был день, когда многие исторические памятники во Франции были доступны для бесплатного посещения. Вход на мой концерт тоже был свободный, все желающие могли послушать.
— Кстати, значит ли это, что Вы не получили никакого гонорара за свое выступление во Франции?
— Нет, ничего мне не платили. Да и вся моя поездка была за личные средства. Спасибо моим друзьям в Париже — я жила у них и не платила за отель. А благодаря тому, что билеты до Парижа я покупала за год до концерта, перелет был недорогой.

Фота: svaboda.org

— А насколько престижно иметь такую ​​редкую профессию, как органист? И как хорошо за это платят в Беларуси?
— Орган — очень редкий инструмент, соответственно и органистов у нас не так много. Кто-то из них принимает участие в церковных службах, кто-то организует концерты. Но в любом случае орган — очень эксклюзивный инструмент, поэтому и концертов мало. Правда, интерес к органной музыки велик — люди с готовностью ездят на фестивали, слушают орган. Если говорить о финансовой стороне, то я могу лишь отметить, что культура никогда не работает ради денег. Поэтому иногда то оплачивается, иногда — не оплачивается. Но главное, что культурные ценности продолжают существовать. Я считаю, что мы должны доносить её людям. Особенно в наше время, когда материальное выходит на первый план.
— И все же, не было ли желания уехать жить в ту же Францию, где для Вас, как для органистки было бы больше возможностей, да и труд Ваш оплачивалось бы на другом уровне?
— С 1994 года я часто выезжаю за границу, участвую в органных мастер-классах в различных европейских странах. Но уехать навсегда мне никогда не хотелось. Я очень рада, что я работаю в Софийском соборе. Мои коллеги, приезжающие на фестивале в Полоцк, говорят, что чувствуют святость этого места, и восхищаются нашим органом. Поэтому я считаю, что имею возможность реализовываться в Беларуси. Но выезжаю за границу, чтобы знакомиться с органной культурой, с удовольствием. Все же в Европе сохранилось намного больше инструментов и традиций. В Беларуси много органов было уничтожено, мы почти потеряли эту культуру в революционные годы. До сих пор ничего из утерянного не воссоздано. Очень жаль …

А в Европе можно больше изучить и поиграть на очень интересных старых инструментах. Тем не менее я довольна своей ролью в Софийском соборе, считаю себя просветительницей.
— Когда Вас можно будет услышать в Беларуси?
— С 18 октября по 22 ноября в концертном зале Софийского собора пройдет юбилейный XX Международный фестиваль органной музыки «Званы Сафii». Я буду играть и на открытии, и во время всего фестиваля.

http://news.tut.by

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.